Сегодня и вчера
Павлов Алексей Терентьевич. Философия в Московском университете. — СПб., 2010. С. 75
После смерти Николая I и восшествия на престол Александра II в стране была ослаблена цензура и общество захлестнули либеральные настроения, приведшие к распространению материалистических и позитивистских идей, которые господствовали в это время на Западе. В конце 1859 г. обеспокоенные распространением в студенческой среде материализма попечители учебных округов обратились в Департамент народного просвещения с просьбой рассмотреть вопрос о восстановлении преподавания в университетах хотя бы истории философии как дисциплины, способной привить молодежи понимание всех сложностей решения философских проблем. Департамент, в свою очередь, сообщил Александру II о ходатайстве попечителей. 2 декабря 1859 г. последовало Высочайшее повеление рассмотреть это дело в Главном правлении училищ, а Главное правление училищ подготовило справку, в которой излагались причины закрытия кафедр философии и говорилось: «С истечением после того 10-ти лет и при совершенном изменении теперь направления современных идей, вполне отражающих в себе чисто утилитарные стремления века, не представляется, по мнению Министерства народного просвещения, никаких препятствий к восстановлению преподавания философии, если не в полном ее объеме, то по крайней мере в одной ее части — истории философии как науки, по преимуществу проясняющей истины и разрушающей предрассудки и стремления к материализму». 22 февраля 1860 г. император соизволил повелеть: «Возобновить в университетах и Ришельевском лицее, на прежнем основании, преподавание истории философии, с логикою и психологиею». В университетах начались поиски преподавателей, способных читать полноценный курс истории философии, а также курсы логики и психологии. Профессор Санкт-Петербургского университета А. В. Никитенко записывает в своем дневнике 1 декабря 1860 г.: «Факультетское собрание в университете. Толки о конкурсе на кафедру философии. Некоторые прочат на нее Петра Лавровича Лаврова. Я против этого, Лавров способен не просвещать, а помрачать умы» . Такое мнение у А. В. Никитенко о Лаврове сложилось из-за того, что Лавров, хотя и «человек не без ума и дарований, но с головы до ног матерьялист», и Никитенко записывает: «Уж лучше мы года четыре пробудем без философии, пока не приготовим кого-нибудь из студентов с заграничным образованием». Так оно в Санкт-Петербургском университете и получилось, где только в 1864 г. начались полноценные занятия по философии. Московский университет в этом отношении оказался в лучшем положении… |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |