Сегодня и вчера
Речь об участии родителей в деле общественного образования детей их. (Произнесена на публичном акте 18 июня 1859 года третьей С. Петербургской гимназии младшим учителем А. Антоновым) // Журнал Министерства народного просвещения. Часть CIII. —СПб. 1859. С. 67
Мы принимаем от вас дитя ваше, взращенное и развитое вами, ленивое или прилежное, капризное или кроткое, злобное или доброе — но вашим начинаниям: итак, не откажитесь же принять участие в том, что начали, что вам же придется окончить, с чем вам не придется бороться; не произносите, отдавши свое детище в школу, фразы: «там его исправят, там не дадут потачки!» не заключайте своего дела словом: «пристроил!» и Бога ради, не складывайте рук. Мы просим вашего участия для вас самих, для детей ваших и потом уже, для вящего успеха, и для самих себя. Да что же, разве уж нет никакого участия со стороны нашей в деле образования детей наших? спросите вы. Есть, мм. гг., но не совсем то, какого мы вправе ожидать от вас. Не забудьте только того, что если общество всегда готово поставить нас в ответственное положение перед ним, то и вы, составляющие это общество, как отцы и матери, как родные, за ответом нашим, ставите и себя в ответственное положение, не относительно формы или кажущейся, внешней неисправности только, а относительно благого преуспеяния детей ваших в знаниях и движениях по пути нравственности. Вопрос об участии вашем в деле общественного образования не есть вопрос случайный, поднятый мною по праву говорящего и произвольно избирающего себе предмет разговора; нет, он есть скорее ответ на частые вопросы ваши: «Отчего мой сын не идет, почему его не привели, за что его наказали?» Вы спрашиваете часто, позвольте же вопросить вас и ответ держать, насколько вы, проникнутые любовью к детищу своему, принимаете настоящего участия в деле воспитания и образования. Вот те немногие факты, по которым можно сказать, что есть ваше участие в деле воспитания детей ваших. Первая встреча наша с вами была тогда, когда вы, с полным желанием образовать детей своих, переступили порог гимназии. Мы видели тогда горячее участие ваше в деле образования с той стороны, чтобы и ваши дети учились, чтобы и они разделили со временем плоды просвещения. Видели мы искреннее желание ваше, чтобы дети поступили в гимназию, видели мы, как вы старались помочь им в ответах на приемном экзамене, и гимназия сделала для вас все, насколько когда: она приняла желавших сесть на скамьях ее, насколько позволяло место. Вот ваше первое участие — и вот ответ на него гимназии. Затем, уже спокойные определением детей ваших в гимназию, и сложив всякую ответственность на гимназию, вы являлись, сначала часто, а потом и пореже, узнать: как идут наши дети? И радовался отец или мать, когда давали благоприятный ответ, что ученик во всех отношениях идет хорошо; и радовались они справедливо, благодарили гимназию; но не скрыли от нее того благородного сознания, что ведь и мы принимаем тут участие, что и мы следим за развитием нашего сына, что дом наш есть безукоризненно приготовленное поле, на котором взрастет все, посеянное нами. Русское спасибо сказала им гимназия и решила, что дети таких родителей добросовестно окончат курс свой, и вполне признала участие родителей в благом деле образования. В то же время гимназия осмотрелась и, по детям, опять решила: таких родителей немного. И смущался отец или мать, когда давали им неблагоприятный ответ, что ученик во всех отношениях идет плохо, и негодовали и горячились они несправедливо, и напрасно винили гимназию, забыв то, что мало приняли участия в образовании сына, что отдали дитя, как на фабрику, где должны изготовить к сроку, что явились в гимназию с решительным вопросом, как в место казенное, не приготовив ответа, — ответа родителя, долженствующего принять ближайшее участие в деле образования своего детища, как существа, ими поднятого на ноги, ими взращенного… |
Где же настоящий нравственный идеал? Очевидно, мы должны искать его все-таки в примирении внешнего и внутреннего, материального и духовного.
С утешением засыпал положивший жизнь свою, и уязвленный гордился своими ранами
Одно время в Измайловском полку было 65 процентов не православных офицеров...
Использовать можно, воровать нельзя
Неприятель возвратился назад, будучи совершенно опровергнут в своем ожидании.
О торговле в Бухарии русским хищническим золотом. Тайная миссия полковника Бутенева.
Иерархи Православной Восточной Церкви единогласно положили благословить Русского Великого Князя Иоанна Васильевича на Царство, утвердив его особенною грамотою
Отписка из Сургута в Кетский острог, что они получили из Москвы грамоту о приведении всех жителей к присяге на верность боярам. 1610 г. 10 декабря.
Обедали в Перекопе, где на воротах подписано: «Предпослала страх и привнесла мир»
Очередность строительства новых городов и частей будущей Белгородской черты находилась в полном соответствии с направлением татарских нападений
|