Сегодня и вчера
Кулишер Иосиф Михайлович. Очерк истории русской промышленности. — Петроград: Тип. К.-О. Петрогубпрофсовета. 1922. С. 135 Под фабрикой документы, как и авторы того времени понимали , вообще предприятие, в частности металлургическое, производимое при помощи молота и огня, фабрикантом, именовали всякого производителя, будь то ремесленник или кустарь, скупщик-торговец или владелец централизованного предприятия. Такой же смысл имело и слово мануфактура, с той только разницей, что оно обозначало не только промышленность вообще (развивать мануфактуры тоже, что развивать промышленность), но и текстильное производство, то, что у нас нередко именуют мануфактурной промышленностью. И у нас постоянно говорят о петровских и екатерининских фабриках, исходя из того, что этот термин употребляется законодательством того времени и не сомневаясь в том, что это были сплошь централизованные предприятия, хотя, конечно, не применяющие машин и двигателей. А между тем и здесь возникает вопрос, действительно ли это было так и можно ли официальную терминологию того времени понимать в таком смысле. Когда Петр Вел. или Екатерина II приказывали «фабрики и заводы заводить и размножать» или когда Фоккеродт (Фоккеродт. Россия при Петре Великом. Чтен. Общ ист. и древн. Росс. 1874. II) рассказывает, что Петр старался о «заведении фабрик в царстве какие обыкновенно заводятся в чужих краях» ), то они едва ли имели в виду определенную форму производства, и их весьма мало трогало, будет ли работа происходить в здании предпринимателя или в помещениях самих рабочих или наконец в небольших мастерских, где на ряду с владельцем имеются и наемные рабочие. И в последнем случае имеется отнюдь не фабрика и не мануфактура, а кустарная изба, ибо владелец работает не самостоятельно, а на скупщика, коммерсанта, занимающегося сбытом закупаемых им товаров. И Петр и Екатерина интересовались лишь самым «заведением» этих предприятий, перенесением из-за границы соответствующих отраслей промышленности. Понятие фабрики (или мануфактуры, завода) без сомнения равнозначаще понятию промышленности вообще в таких случаях, как вывоз иностранцев для того, чтобы они могли «как хлебопашество, так фабрики и художества в цветущее состояние приводить», как приказание учредить «фабрику или художества всяких материй и парчей» или как сообщение о том, что «Микляев ту мануфактуру (суконную) умножил». А тем более в этом смысле говорится в известном указе Петра 1712 г. «завод суконный размножать не в одном месте, так, чтобы через пять лет не покупать мундира заморского, а именно, чтобы не в одном месте завесть, а заведши дать торговым людям, собрав в компанию, буде волею не похотят, хотя в неволе». В последнем случае «завод суконный» употребляется в том же смысле: как во Франции говорили в ХVIII ст. «Lа fabrique do soie lyonnaise», что обозначало лионскую шелковую промышленность, которая производилась исключительно в кустарных мастерских. Тот же Петр Великий в 1696 г. говорит кузнецу Актуфьеву (родоначальнику Демидовых): «постарайся Демидыч распространить свою фабрику, а я тебя не оставлю», т. с. предлагает ему расширить свое чугунное, плавильное и оружейное производство, которое выполнялось в то время тульскими казенными кузнецами в своих же избах ремесленным способом; они работали на московскую оружейную палату. Здесь, в Туле, уже с 70-х годов ХѴП ст. упоминается о существовании чугунно-литейного, затем и оружейного завода. История последнего подробно изложена в появившейся еще в 1826 г. книге Гамеля ), причем у всех авторов, упоминающих об оружейном производстве Тулы, положение изображается таким образом, как будто речь идет о едином крупном предприятии, о заводе в том смысле, как мы применяем этот термин в настоящее время. На самом деле, если внимательно изучать книгу Гамеля, то оказывается, что и выражение «тульский оружейный завод» для всего почти двухсотлетнего периода существования этого промысла (вплоть до 1873 г.) означало лишь нечто собирательное в смысле целой группы мелких самостоятельных заведений, работавших, главным образом на казну, но также и для вольного рынка. |
Прилично ли говорить, что Латинские Попы действуют для того же, для чего дьявол? Послужит ли сие к утверждению Православия?
Отдай мне Михаила Феодоровича, я сохраню его для Святой России, скрою его, и пусть враги его режут меня, пусть терзают, ломают, не скажу про него.
Одесские беспорядки 1871 года, имевшие своим источником инородческий вопрос, почему не истолковать влиянием Парижской коммуны?
Заботились о чистоте образов, стеснялись иностранцев и хорошо знали своих.
«Я ранен», — удивленно сказал король и, подняв руку, открыл свою грудь. Тогда Равальяк ударил во второй раз.
Канцлер Бестужев брался сокрушить Фридриха II за 6 000 000 фунтов стерлингов.
На заседании Генеральных штатов Хейн доложил о ходе экспедиции и фантастической добыче, которую удалось захватить.
Ухо Дженкинса потрясло воображение общественности и стало символом всеобщего возбуждения
«А тех воровских людей больше месяца в тюрьме не держать…»
Голландцы открывают Мюйденские шлюзы, и не проходит и трех дней, как Амстердам превращается в остров среди моря…
|