Сегодня и вчера
Знак 2-го Московского Императора Николая I кадетского корпуса
Произведение прикладного искусства «Знак 2-го Московского Императора Николая I кадетского корпуса» Автор:


Техника:
Металл, эмаль
Время создания:
Утвержден 15 января 1914 г.
Смотреть полностью
Примечание:


Ввиду того, что строй дореформенных кадетских корпусов отошел уже теперь в область полузабытых преданий, здесь будет кстати напомнить его главные черты.



Поливанов А. Н. Пятидесятилетие 2-го Московского Императора Николая I кадетского корпуса. — М.: 1899. С.13


Устройство старинных кадетских корпусов

Сформирование батальона и пожалование ему знамени следует считать завершением организации корпуса со стороны строевой. Со стороны учебной ему приходилось дозревать значительно долее. Первый выпуск в офицеры произойдет летом 1854 года, т.-е. в ту достопамятную эпоху, когда восточная война была уже в разгаре и англо-французские войска в Варне обдумывали план вторжения в Крым. Из высшего же класса, III-го специального, первый выпуск совершится летом 1855 года.

Ввиду того, что строй дореформенных кадетских корпусов отошел уже теперь в область полузабытых преданий, здесь будет кстати напомнить его главные черты.

Кадетские корпуса, созданные с целью, «доставления юному российскому дворянству приличного сему званию воспитания», готовили своих питомцев специально к военной службе и выпускали окончивших курс прямо в офицеры. Посему кадеты, с одной стороны, должны были усвоить необходимые офицеру научные знания, с другой—настолько полно ознакомиться с фронтовою службою, чтобы по вступлении в полк быть способным начальствовать и командовать над вверенными им частями нижних чинов. Этими двумя разнородными целями, учебной и строевой, определялась и вся организация старинного корпуса, при чем первая отчасти приносилась в жертву второй. При разделении кадет на группы, называемые ротами, принимались во внимание не столько научные их успехи, сколько внешний вид и успехи по фронту. Так, например, все новички, какого бы возраста они ни были, обязательно зачислялись сначала в неранжированную роту и до времени усвоения ими элементарных фронтовых знаний (маршировки и умения отдавать честь старшим чинам) носили форменную одежду без плечевых погонов и в отпуск совсем не увольнялись; потом, смотря по возрасту и выказанным ими строевым способностям, они могли быть переводимы в строевые роты, не стесняясь последоватѳльным порядком, т.-е. минуя младшие роты поступать в старшие. Вследствие этого в каждой из рот встречались ученики самых различных классов. Эта пестрота усиливалась еще тем, что воспитанники старших в корпусе классов, получая за хорошее поведение, успехи по фронту и в науках звания ефрейторов, младших и старших унтер-офицеров и ротных фельдфебелей, распределялись поровну по всем ротам и там должны были помогать ротным командирам и дежурным офицерам в наблюдении за порядком и обучении кадет фронту. При таком порядке воспитанники могли и переходить из старших рот в младшие, и оставаться по много лет сряду в одной и той же роте; так, из кадет основной роты, наименованной в августе 1850 г. 2-й мушкетерскою, четверо (Петровсксий, Поливанов, Груннер и Януш) не выходили из ее состава вплоть до выпуска их в офицеры. Только в часы классных уроков (а таких часов в будние дни было 6), кадеты сходились в классные группы; во все же остальное время они жили группами ротными, причем ротные помещения были удалены от классных.

И классная, и ротная группировки имели каждая своего особого начальника; начальником первой был инспектор классов, а второй—батальонный командир. Из этих двух главных помощников директора корпуса влияние первого, т.-е. инспектора классов, было важнее при определении судьбы кадет при переходах из одних классов в другие и при выпуске на службу, но зато влияние второго, т.-е. батальонного командира, было и более интенсивно, и болеѳ продолжительно, ибо проявлялось не только ежедневно, т.-е. и в будни, и в праздничные дни, но сверх того оно становилось исключительным в летнее лагерное время и при подготовке к царским смотрам, когда всякие учебные вопросы совершенно игнорировались. Инспектору классов подчинялись преподаватели, батальонному командиру — ротные командиры и дежурные офицеры; в руках инспектора было обучение наукам, в руках батальонного командира—физическое и нравственное воспитание; а так как последнее ценилось выше первого, то влияниѳ батальонного командира должно было перевешивать влияние инспектора классов…




Саги, для Русского человека, любящего свое отечество, могут быть объяснением многим сказаниям Нестора
Как оскорбленный, так и оскорбитель должны драться на дуэли сами лично
Нерадивым застройщикам Фонтанки пришлось платить квадратные деньги.
Главные роли выпали на долю великого князя Николая Павловича и великой княгини Александры Феодоровны; они изображали короля бухарскаго Алариса и Лалла Рук
Даже в наши дни, если бы древние ханы возвратились на родное пепелище, они мало нашли бы в нем перемен
«Слободских полков непрочную службу превратить в лучшую и государству полезнейшую»
Нет сомнения, что, утвердись он на престоле Московском, Кремль украсился бы чудесами зодчества
Бой после перемирия
Шведы пошли грабить Нейшлотский уезд. Я у тебя спрашиваю, что тут грабить можно?
Древнерусская топография и разоблаченные хитрости монахов Киберганского монастыря



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"