Сегодня и вчера
Не доказывает ли это развитие военно-юридической школы, что Верховные Вожди русской армии стремятся утвердить правосудие в войске на разумении истинного смысла карающих законов?



Журнал Пятьдесят лет специальной школы для образования военных законоведов в России. — СПб.: 1882. С. 1


В России, в ведении Военного Министерства, полвека существует школа, возникшая под скромным названием «Аудиторской», которая, пройдя ряд внутренних преобразований, на наших глазах выросла до степени высшего военно-учебного заведения—Военно-Юридической Академии.

Не доказывает ли это развитие военно-юридической школы, что Верховные Вожди русской армии стремятся утвердить правосудие в войске на разумении истинного смысла карающих законов и на сознательном применении этих законов к особенностям служебного быта военных людей, как в мирное, так и в военное время? Не высказалось ли в этом сознание военного ведомства в необходимости для войск искусных военных правоведов, вполне постигающих науку уголовного права? Сама история школы не напоминает ли о спасительной истине Петра Великого «всуе законы писать, когда их не хранить», так как для хранения законов прежде всего необходимы лица, способные постигать их значение и цель—правоведы, а не одни только канцелярские дельцы?

Из сопоставления событий отечественной истории с ходом организации русской армии, с ее учреждениями в разные периоды, нетрудно заметить, что улучшения в войсках идут в параллель с развитием общественного просвещения, и что в прямой зависимости от этого именно фактора стоят и самые меры для предупреждения преступлений, как в гражданской, так и в военной среде.

Основываясь на исторических фактах, мы вправе заключить, что у нас, подобно тому как во всем мире, прогресс юстиции неразлучен с успехами образования, и что эти успехи выражаются в законодательстве прежде всего в смягчении системы наказаний. Естественное стремление цивилизованной общественной массы к добру должно было изменить коренным образом и наши военно-уголовные законы. Это стихийное перерождение русского народа, начатое с Петра Великого, дало полное основание Императору Александру I уничтожить пытку, «чтобы наконец самое название пытки, стыд и укоризну человечеству наносящее, изглажено было навсегда из народной памяти», вывести из употребления в приговорах суда слова «нещадно и жестоко», и стремиться укрепить правосудие на строгом соблюдении законов, не лишая людей, невинных в злодеянии, средств к оправданию в суде. «Предавая обвиняемого действию закона, если я хочу, — говорит Император Александр I, — чтоб преступление было обнаружено и получало должное возмездие, то еще более желаю, чтоб невинность находила в том же самом законе и суде все средства в своему оправданию».

Тому же успеху общественной цивилизации Россия обязана прекращением позорного клеймения преступника, смягчением всей системы наказаний, в особенности уничтожением телесного наказания, что уже совершилось на наших глазах, в царствование Императора Александра II, требовавшего от судов «правды и милости».

Уже с начала царствования Императора Александра I замечается настоятельное стремление правительства к приисканию способов для снабжения армии людьми, знающими военные законы и искусными в их применении. Но первые опыты образования аудитора не пошли далее канцелярской внучки законам и приучения к письмоводству. Только спустя четверть века с небольшим, когда организовано было общее русское законодательство и созрела мысль о соединении управления всеми учреждениями военного ведомства в лице военного министра, Император Николай I признал необходимым устроить при военном министерстве специальную военно-юридическую школу, под именем «аудиторской». Открытие ее 10 ноября 1832 года было прямым ответом на попытку Петра Великого — образовать учебное заведение под именем школы для «науки аудиторских дел» из «шляхетных недорослей»…




Вы нас обманули, отвечайте одни, ни с места!
Они, как ночные извозчики в Петербурге, только и видны, когда ничего не видать
Как только мы окунулись в действительную русскую буржуазию, мы тотчас же чувствуем себя среди нашей демократии
Не можете ли вы мне прислать несколько сот рублей, чтоб накупить подешевле Турецких вещей, когда город будет взят
На воле все друг друга обманывают.
Конституция как обряд
Памяти Алексея Фролова
«Опасность не миновала», — пророчески изрёк звездочёт.
Необходимо, чтобы никто не знал, что станется с этим человеком.
Сражение при Гогенфридберге обращает на себя внимание искусной подготовкой боя



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"