Сегодня и вчера
О наказаниях за бесчестие по древнему русскому праву // Журнал Министерства народного просвещения. Часть CII. —СПб.: Тип. Императорской Академии Наук.1859. Отд. II. С. 179 Сверх расширения понятия о самых случаях личного оскорбления, законодательство этого времени старалось в подробности установить таксу за бесчестие, смотря по человеку. В этом отношении мы видим, что чем беднее и ниже по своему общественному положению был обиженный, тем меньше ценилась честь его, и тем меньшая назначалась ему я плата за бесчестие, и наоборот. Служилым людям, именно детям боярским, тиунам, праветчикам и доводчикам— назначалось бесчестие или против их доходов, если за кем из них было кормление, или против назначавшегося им иногда денежного жалованья; дьяки получали бесчестие каждый раз по особому назначению государя; гости—50 рублей; торговые и посадские люди (лучшие и середние), а также и боярский добрый человек — 5 рублей; крестьяне, боярский человек молодчий и черный городской человек молодчий—1 рубль. Разделение на лучших, середних и молодчих зависело от имущественного состояния каждого из означенных лиц. Из частных случаев назначения бесчестия мы видели, что дьяку назначено было 200 рублей, а боярину 600, т.-е. втрое больше против первого и в шестьсот раз против крестьянина. Но против изложенной нами таксы плата за бесчестие иногда удваивалась: 1) в пользу пытанного по ложным обыскам; 2) в пользу чьей-нибудь жены, которой выплачивалось бесчестие вдвое против определенного ее мужу. Так дьяк Щелкалов и его жена, по частному приговору, получили оба за нанесенное им безчестие 600 рублей, т. е. он 200 и она 400 рублей. Со смерти Иоанна IV до вступления на престол царя Алексея Михайловича мы находим в наших актах следующие случаи личных оскорблений и постановления о бесчестии: 1) В 1584 году Рязанский епископ Леонид подал следующую челобитную царю Фёдору Иоанновичу. Пожаловал еси государь, меня богомольца своего, велел мне быти у себя за столом в Рождество Христово, и архиепископ, государь, Ростовский Евфимий мне богомольцу твоему с собою ести с блюда не дал и меня конечно позоровал; а прежь того, государь, при отце твоем, аз богомолец твой едал с архиепископом Новгородским с одного блюда: и в том государь деле волен ты, как тебя Бог известит. А о том тебя государя молю и челом бью, что, государь, кас богомольцев твовх, Осифовских постриженников, называет всех не Осифляны, но жидовляны. Милостивый царь государь! вступися, оборони от такого наветного и наносного слова. 2) В 1599 году, Савин Воейков, имевший надзор за жившим в Радонеже пленным семейством Сибирского владетеля Кучюма, доносил дарю Борису Феодоровичу, что конный козак Пятуня Петров приходил к царевичам пьян в ночи, с царевичами бранился и лаял царевичей матерны, и что вообще козаки его, Воейкова, не слушают и к царевичам и царицам ходить безчинно. В ответной царской грамоте велено было объявить козакам, что если она учнут царевичей безчестить, и им быть казненным смертию. 3) В уставной грамоте посадским людям города Шуи, данной царем Василием Ивановичем Шуйским в 1606 году июля 7, сказано: «а который человек взыщет бою и грабежу, а ответчик скажет, что бил, а не грабил, и ответчика в том обвинити; а в бою только не помирятся, ино им присуждати в бесчестии целованье с жеребья: ищея поцелует и он бесчестие возьмет, а ответчик поцелует и он не даст ничего…» |
Туда по дороге, а оттуда до дворца, стояли по обеим сторонам пешие киевские мещане и купцы с ружьями и знаками их обществ
Заслугами Всемилостивейшему Государю своему и Отечеству они блестящим образом определят меру признательности своей к знаменитому виновнику их воспитания
Пехота тотчас опять сомкнулась, и они все принуждены были погибать наижалостнейшим образом.
Царевич Алексей: «Я ослабел духом от преследования и потому, что меня хотели запоить до смерти»
Глядя на нас, можно сказать, что по отношению к нам всеобщий закон человечества сведен на нет.
В этот день у нас не было недостатка в обыкновенных от Царя подачах
Я был послан в Германию, дабы найти и привезти в Россию докторов и ученых, людей хорошо осведомленных в Божественном писании, правоведении и других свободных искусствах
Барон Винцингероде привстал, показал ему ордена свои и закричал: я Русский Генерал!
Необходимая в древней России обстановка брачных обрядов
Господь подул, и они рассеялись
|