Сегодня и вчера
Шут (Опальный боярин)
Произведение искусства «Шут (Опальный боярин)» Автор:
Неврев Николай Васильевич
(1830 - 1904)

Размер:
101 x 73.5 см
Техника:
Холст, масло.
Время создания:
1891
Местонахождение:
Кировский областной художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых.
Смотреть полностью


Плата за бесчестие иногда удваивалась в пользу чьей-нибудь жены, которой выплачивалось бесчестие вдвое против определенного ее мужу



О наказаниях за бесчестие по древнему русскому праву // Журнал Министерства народного просвещения. Часть CII. —СПб.: Тип. Императорской Академии Наук.1859. Отд. II. С. 179


Сверх расширения понятия о самых случаях личного оскорбления, законодательство этого времени старалось в подробности установить таксу за бесчестие, смотря по человеку. В этом отношении мы видим, что чем беднее и ниже по своему общественному положению был обиженный, тем меньше ценилась честь его, и тем меньшая назначалась ему я плата за бесчестие, и наоборот. Служилым людям, именно детям боярским, тиунам, праветчикам и доводчикам— назначалось бесчестие или против их доходов, если за кем из них было кормление, или против назначавшегося им иногда денежного жалованья; дьяки получали бесчестие каждый раз по особому назначению государя; гости—50 рублей; торговые и посадские люди (лучшие и середние), а также и боярский добрый человек — 5 рублей; крестьяне, боярский человек молодчий и черный городской человек молодчий—1 рубль. Разделение на лучших, середних и молодчих зависело от имущественного состояния каждого из означенных лиц. Из частных случаев назначения бесчестия мы видели, что дьяку назначено было 200 рублей, а боярину 600, т.-е. втрое больше против первого и в шестьсот раз против крестьянина. Но против изложенной нами таксы плата за бесчестие иногда удваивалась: 1) в пользу пытанного по ложным обыскам; 2) в пользу чьей-нибудь жены, которой выплачивалось бесчестие вдвое против определенного ее мужу. Так дьяк Щелкалов и его жена, по частному приговору, получили оба за нанесенное им безчестие 600 рублей, т. е. он 200 и она 400 рублей.

Со смерти Иоанна IV до вступления на престол царя Алексея Михайловича мы находим в наших актах следующие случаи личных оскорблений и постановления о бесчестии:

1) В 1584 году Рязанский епископ Леонид подал следующую челобитную царю Фёдору Иоанновичу.

Пожаловал еси государь, меня богомольца своего, велел мне быти у себя за столом в Рождество Христово, и архиепископ, государь, Ростовский Евфимий мне богомольцу твоему с собою ести с блюда не дал и меня конечно позоровал; а прежь того, государь, при отце твоем, аз богомолец твой едал с архиепископом Новгородским с одного блюда: и в том государь деле волен ты, как тебя Бог известит. А о том тебя государя молю и челом бью, что, государь, кас богомольцев твовх, Осифовских постриженников, называет всех не Осифляны, но жидовляны. Милостивый царь государь! вступися, оборони от такого наветного и наносного слова.

2) В 1599 году, Савин Воейков, имевший надзор за жившим в Радонеже пленным семейством Сибирского владетеля Кучюма, доносил дарю Борису Феодоровичу, что конный козак Пятуня Петров приходил к царевичам пьян в ночи, с царевичами бранился и лаял царевичей матерны, и что вообще козаки его, Воейкова, не слушают и к царевичам и царицам ходить безчинно. В ответной царской грамоте велено было объявить козакам, что если она учнут царевичей безчестить, и им быть казненным смертию.

3) В уставной грамоте посадским людям города Шуи, данной царем Василием Ивановичем Шуйским в 1606 году июля 7, сказано: «а который человек взыщет бою и грабежу, а ответчик скажет, что бил, а не грабил, и ответчика в том обвинити; а в бою только не помирятся, ино им присуждати в бесчестии целованье с жеребья: ищея поцелует и он бесчестие возьмет, а ответчик поцелует и он не даст ничего…»




Туда по дороге, а оттуда до дворца, стояли по обеим сторонам пешие киевские мещане и купцы с ружьями и знаками их обществ
Заслугами Всемилостивейшему Государю своему и Отечеству они блестящим образом определят меру признательности своей к знаменитому виновнику их воспитания
Пехота тотчас опять сомкнулась, и они все принуждены были погибать наижалостнейшим образом.
Царевич Алексей: «Я ослабел духом от преследования и потому, что меня хотели запоить до смерти»
Глядя на нас, можно сказать, что по отношению к нам всеобщий закон человечества сведен на нет.
В этот день у нас не было недостатка в обыкновенных от Царя подачах
Я был послан в Германию, дабы найти и привезти в Россию докторов и ученых, людей хорошо осведомленных в Божественном писании, правоведении и других свободных искусствах
Барон Винцингероде привстал, показал ему ордена свои и закричал: я Русский Генерал!
Необходимая в древней России обстановка брачных обрядов
Господь подул, и они рассеялись



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"