Сегодня и вчера
Единоборство князя Мстислава Владимировича Удалого с косожским князем Редедей
Историческая иллюстрация «Единоборство князя Мстислава Владимировича Удалого с косожским князем Редедей» Автор:
Иванов Андрей Иванович


Размер:
285x205
Техника:
холст, масло
Время создания:
1812
Местонахождение:
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Смотреть полностью
Примечание:
В летописи под 1022 годом сообщается, что сойдясь перед битвой, отряды касогов и дружина Мстислава Владимировича Храброго договорились во избежание кровопролития решить исход сражения в поединке. В тяжелой борьбе Мстиславу удалось мужеством и ловкостью победить физически более сильного косожского поединщика Редедю.

Читаем в Повести временных лет:

«В лето 6530 ( 1022 )… Мстислав сущу Тмутаракани и поиде на касоги. Слышав то князь касожский, изыде противу. Читать примечание полностью...

Знакомство России с Кавказскими народами начинается на самой заре ее государственной жизни



Потто Василий Александрович. Два века Терского казачества. Том I-й. — Владикавказ:Электропечатня Типографии Терского Областного Правления. 1912. С. 1.


[Прим. Руниверс. Автор приводит цитату из оперы А. Верстовского «Аскольдова могила» - либретто М.Н. Загоскина:

«Без варягов управлялись
с печенежской мы страной.
И Византию громили,
и с косогов брали дань,
и всех били киевляне,
как их бьют теперь самих.
Вот как жили при Аскольде
наши деды и отцы!»]

Наши летописи повествуют о том, как первый Киевский князь Олег проник с своими войсками за Дон и обложил данью сильное тогда Хазарское царство, как он громил Византийскую империю, когда: «Во славу Руси ратной, Строптиву греку в стыд и страх, Он пригвоздил свой щит булатный На цареградских воротах» [А.С. Пушкин], как преемник его Игорь в 913 году спустился на пятистах быстрокрылых стругах по Волге в Каспийское море, ограбил все города западного берега и с богатой добычей возвратился назад. Через тридцать лет те же дружины повторили тот же поход, но на этот раз проникли до самой Куры и, добравшись по ней до Ширвани, овладели Арранской землею и взяли столичный город ее Барду, близ нынешнего Елизаветполя.

Далее летописцы рассказывают нам о владычестве русских в Тмутараканском княжестве, о грозных битвах Святослава на берегах Кубани и у подножия Кавказских гор, «где ясов победи и косогов и приведе их к Киеву». Из других источников мы узнаем, что Святослав доходил по Каспийскому морю до стен древнего Семендера (нынешний Петровск) и разорил Тарки. Это море уже с X века, как видно, знакомо было славянам, сообщившим даже свое имя одному из островов, известному арабским писателям под названием «Джезирет эль-Русси». Позднее, в княжение Ярослава Мудрого, а может быть и ранее, начались набеги новгородской вольницы на богатые прикаспийские города, и, по свидетельству Никоновской летописи, некто Улеб в 1032 году доходил до «Железных Врат» (Дербента), где погибло в бою множество новгородцев. Далеки и многотрудны были эти походы, но прелесть добычи и славы, говорит Карамзин, давали нашим предкам смелость и мужество, которые, при самом начале государственного бытия России, распространяли грозное имя славян в Европе и Азии.

Особый интерес представляет собою завоевание далекого Тмутараканского княжества, нынешнего Таманского полуострова, куда уже со времен Святослава начинает направляться русская колонизация, и первым удельным князем ее является Мстислав, сын Владимира святого. Его привлекали сюда не только степные приволья, но еще более соседство других воинственных народов, из которых постоянно можно было черпать контингент для наемного войска. Он начал с того, что окончательно изгнал отсюда хазар, наложил дань на косогов и только тогда сделался полным властителем Тмутаракани. Соловьев в своей истории говорить, что этот князь своим богатырством поражал воображение русского народа, долго жил в его памяти, и ни об одном из наших князей в дошедших до нас летописных списках не встречается таких подробностей даже в описании наружности, как о Мстиславе.

Из времен нашей борьбы с косогами выдающимся эпизодом служить единоборство того же Мстислава с косогским витязем Редедею, отличавшимся необычайным ростом и силою. Об этом эпизоде упоминают наши летописи, и с ним же связаны многочисленные предания Черкесского народа.

Когда Идар, внук славнаго Инала, княживший в Черкесии, пошел войною на русских, захвативших Тамтаракай (Тмутаракань), он, по обычаю тогдашних времен, предложил решить участь войны единоборством. «Не будем», сказал он Мстиславу, «терять людей с обеих сторон, не будем проливать крови и разрывать дружбы. Вышли ко мне своего бойца, а я вышлю своего, и если твой одолеет, тогда возьми все, что имеем». Мстислав согласился, но не стал искать единоборца в стане, а пошел на княжеский вызов сам. Идар с своей стороны выслал Редедю. Борьба длилась долго, и Мстислав стал изнемогать. Тогда, по преданиям адыгского народа, согласным и с русскою летописью, он воскликнул: «Пресвятая Богородица, помоги мне! Если я одолею, то построю церковь во имя Твое»! Редедя пал, и Тмутаракань осталась за нами. Церковь во имя Богоматери была построена Мстиславом, как говорить летописец, в 1023 году, и, насколько известно, это была первая церковь, воздвигнутая на Северном Кавказе в память исторического события.




Войскам приходилось преодолевать не только отчаянное мужество противника, но и побороть преграды грандиозных гор и девственно-диких лесов
Турки были принуждены к сдаче не столько сухопутною осадою, сколько действиями Флота
Проба турок найти слабое место для овладения цитаделью была их первой неудачей и, вместе с тем, высказала их самонадеянность
Гусарская форма не что иное, как венгерский народный костюм.
Откуда слово Кремль?
Она не только заставит мужа купить выбранную ею вещь, но еще будет считать себя при этом чем-то вроде жертвы
Разговоры, бывшие между двух российских солдат, случившихся на галерном флоте, в кампании 1743 года.
Турецкие уполномоченные вынуждены были согласиться на предъявленный ультиматум
Пошлите своих лазутчиков приготовить и осмотреть дороги, — все богатство Индии будет вам за сию экспедицию наградою.
Сознательная и свободная душа обитает во всей нервной системе, но в нервах высших чувств и движения душа проявляет свое сознание чище и свою движимость свободно



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"