Сегодня и вчера
Калачов, Николай Васильевич. Текст Русской правды на основании четырех списков разных редакций.—М.: 1846 В изданном мною рассуждении под заглавием: « Предварительные юридические сведения для полного объяснения Русской Правды я между прочим поместил текст этого памятника, составленный на основании 50 списков. Несмотря на то, что издание Русской Правды сделано здесь со всей возможной отчетливостью и точностью, оно не дает однако полного и наглядного понятия об отдельных ее списках. Только два из них напечатаны вполне, а изо всех прочих, за исключением весьма немногих статей, заимствованы лишь одни выражения и слова, подведенные в виде вариантов к двум означенным спискам. С другой стороны, самое содержание Русской Правды, сообразно с целью рассуждения, я почел нужным расположить не в том порядке, в каком отдельные статьи находятся в подлинных рукописях, а напротив приняв для того свою систему. Чтоб заменить тот и другой недостаток, я приложил к составленному таким образом тексту две особые таблицы, которые указывают на числительную соответственность статей в моем издании с статьями в тех подлинных списках, какие я имел под рукою ; но как и это пособие кажется мне еще не вполне удовлетворительным, то я решился издать отдельно, в виде прибавления к полному тексту Русской Правды, четыре ее списка, отличающиеся между собою не только по времени, когда они были составлены и написаны, но также количеством помещенных в них статей, содержанием их и изложением и наконец самым порядком, в каком они друг за другом следуют, так что каждый из выбранных мною списков можно, по справедливости, признать представителем особой редакции. Другая причина, побуждающая меня к изданию Русской Правды в таком виде, заключается в довольно настоятельной потребности нашего времени — иметь не только, по возможности, полное и исправное, но и дешевое собрание по крайней мере главных списков этого драгоценного памятника. Вот вместе с тем основание, почему я исключил отсюда известный древнейший список, находящийся в Синодальной Кормчей ХIII-го века, отысканной Карамзиным, который в первый раз и лучше всего был издан К. Ф. Калайдовичем: первая часть Русских Достпопамятностей, где он напечатан, продается по самой умеренной цене, да и без того необходима для каждого занимающаяся Русской историей и правом, так как в ней помещено еще несколько других весьма важных памятников древности. Напротив список, известный под именем Академического, нельзя иметь отдельно и дешево, потому что особое его издание, сделанное в 1767 году знаменитым Шлецером, составляет теперь величайшую библиографическую редкость. Помещаемые здесь списки Русской Правды суть следующие: I. Приведенный тотчас список Академичский, находящийся в Новгородской летописи, которая принадлежит Академии Наук в С. Петербурге и потому известна под именем Академической II… II. Список Троицкий. Он находится в одном Сборнике, известном под именем « Мерила Праведного», который хранится в Монастырской библиотеке Троицкой Сергиевой Лавры, по описи (1795 г.] пергаменных кииг под № 14... III. Список Карамзинский. Он находится в Новгородской летописи, принадлежавшей прежде Засецкому, а впоследствии Н. М. Карамзину… IV. Список Князя Оболенского. Он находится в Кормчей, принадлежавшей прежде Князю М. А. Оболенскому, но в последнее время принесенной им в дар Московскому Главному Архиву Министерства Иностранных Дел, где и хранится она теперь по общему каталогу рукописей Русских под № 576 |
Голос Государя сначала дрожал, но скоро он овладел собою и окончил свое короткое приветствие вполне отчетливо с надлежащей интонацией
Услыхав Малороссийский говор, он мгновенно решил, что перед ним стоят Французы
Со времени Даниила Галицко-Владимирская Русь представляла собой организм, отдельный от прочей Руси.
Я слышал, что в Московии некогда водились собольи меха
А если Франции знать дать об оной декларации, то она всеми мерами сопротивляться тому будет и примет совсем иные меры к нашему и Российской Империи невозвратному вреду.
Новый сайт с материалами об русском офицерстве
Вообще я не заметил, чтобы Османы отличались патриотизмом
Смешно верить таким выдумкам, что русское ядро не может убить английского адмирала
Где же настоящий нравственный идеал? Очевидно, мы должны искать его все-таки в примирении внешнего и внутреннего, материального и духовного.
С утешением засыпал положивший жизнь свою, и уязвленный гордился своими ранами
|