Сегодня и вчера
Студенческая демонстрация у Казанского собора 4 марта 1901
Фотография «Студенческая демонстрация у Казанского собора 4 марта 1901» Автор:
неизвестен


Местонахождение:
Государственный центральный музей современной истории России
Страна:
Россия, Москва
Смотреть полностью
Примечание:
Собравшиеся 4 марта 1901 г. в Петербурге около Казанского собора студенты требовали возврата «академических свобод» и протестовали против «временных правил» 1899 г., позволявших, в частности, отдавать в солдаты студентов, обвиненных в антиправительственной деятельности. Читать примечание полностью...

Беспорядкам, позорящим науку и университеты, должен быть, во благо вверенного Мне Богом народа, положен конец



Рождественский Сергей Васильевич. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802–1902. —СПб.:1902. С. 702


10 июня [1902 г.] на имя Г. Э. Зенгера [вступившего в должность министра народного просвещения] дан был Высочайший [Императора Николая II] рескрипт, определивший дальнейшее движение учебной реформы, начатое при двух предшествующих министрах:

«Григорий Эдуардович!

Назначив вас управлять Министерством Народного Просвещения, Я возложил на вас, в числе важнейших обязанностей, задачу разработать и представить на Мое утверждение через Государственный Совет проекты преобразования средней школы и высших учебных заведений. Дабы при выполнении этой работы воспользоваться тем, что Я признал полезным в предположениях ваших ближайших предместников, Мною разрешено вам подвергнуть новому рассмотрению составленные ими проекты, касающиеся средней школы. Независимо от сего признаю нужным преподать некоторые руководительные указания. Прежде всего подтверждаю Мое требование, чтобы в школе с образованием юношества соединялось воспитание его в духе веры, преданности престолу и отечеству и уважения к семье, а также заботы о том, чтобы с умственным и физическим развитием молодежи приучать ее с ранних лет к порядку и дисциплине. Школа, из которой выходить юноша с одними лишь курсовыми познаниями, не сродненный религиозно-нравственным воспитанием с чувством долга, с дисциплиной и с уважением к старшим, не только не полезна, но часто вредна, развивая столь пагубные для каждого дела своеволие и самомнение. Для указанной Мною цели следует немедленно позаботиться о том, чтобы постепенно в столицах и губернских городах были устраиваемы воспитательные пансионы при средних учебных заведениях, строго подбирая для воспитательного дела наилучших людей и отнюдь не допуская к нему лиц, не подготовленных к указанным Мною задачам.

Вместе с тем Я считаю необходимым разработку вопроса о лучшем материальном обеспечении лиц, призванных нести учебную и воспитательную службу. Относительно устройства школы, Я желаю, чтобы она была трех разрядов: низшая с законченным курсом образования, средняя школа разных типов, также с законченным образованием и средняя с подготовительным для университета курсом школа. Что касается университетов, то после печального опыта минувших лет, Я ожидаю от учебной администрации и профессоров сердечного и предусмотрительного участия к духовному миру вверенной их попечениям молодежи. Да помнят они, что во всех случаях сомнений, борьбы и увлечений молодежь в праве искать и находить в своих руководителях недостающих ей — опыта, стойкости убеждений и сознания зависимости иногда целой жизни от одной минуты безрассудного увлечения. Родительскому сердцу Моему было отрадно узнать, что значительное большинство студентов в конце нынешнего учебного года в самостоятельном сознании своего долга вернулись к учебным занятиям и порядку. Я хочу верить, что после летнего отдыха и успокоенного обращения к своей совести, а также под благотворным влиянием родителей и близких, учащаяся молодежь внемлет Моему голосу, призывающему ее вместе со всеми Моими верноподданными под сень труда и законности. Беспорядкам, позорящим науку и университеты, которыми в прежнее время справедливо гордилась Россия, и губящим столько дорогих отечеству и Мне молодых жизней, должен быть, во благо вверенного Мне Богом народа, положен конец».




Людовик XIV, боясь, что англичане могут ворваться в гавань Тулона и захватить корабли, приказал притопить их до верхней палубы. Но уже через месяц они годились только на дрова.
Таким образом сей варварский, жестокий и недоверчивый народ был благополучно преклонен к российской стороне и успокоен
Прилично ли говорить, что Латинские Попы действуют для того же, для чего дьявол? Послужит ли сие к утверждению Православия?
Отдай мне Михаила Феодоровича, я сохраню его для Святой России, скрою его, и пусть враги его режут меня, пусть терзают, ломают, не скажу про него.
Одесские беспорядки 1871 года, имевшие своим источником инородческий вопрос, почему не истолковать влиянием Парижской коммуны?
Заботились о чистоте образов, стеснялись иностранцев и хорошо знали своих.
«Я ранен», — удивленно сказал король и, подняв руку, открыл свою грудь. Тогда Равальяк ударил во второй раз.
Канцлер Бестужев брался сокрушить Фридриха II за 6 000 000 фунтов стерлингов.
На заседании Генеральных штатов Хейн доложил о ходе экспедиции и фантастической добыче, которую удалось захватить.
Ухо Дженкинса потрясло воображение общественности и стало символом всеобщего возбуждения



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"