Сегодня и вчера
Проект здания Кабинета Е.И.В. в Санкт-Петербурге
Фотография «Проект здания Кабинета Е.И.В. в Санкт-Петербурге» Автор:
Кваренги Джакомо
(1744—1817)

Техника:
Фототипия с оригинальных чертежей, хранящихся в Государственном Эрмитаже
Источник:
Смотреть полностью
Примечание:
Джакомо Антонио Доменико Кваренги, в старом написании Гваренги (итал. Giacomo Antonio Domenico Quarenghi; 1744—1817, архитектор, представитель русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв.

Чтобы достигнуть большей характерности, я употребил дорический антаблемент. Это кажущееся новшество немного смутило наших законодателей искусства



Здание кабинета Его Величества // Двухсотлетие Кабинета Его Императорского Величества. 1704-1904. Историческое исследование. —СПб.: 1911. С.481С. 481


Из двух проектов [Кваренги]10 января 1803 года Император Александр I, как видно из письма действительного тайного советника Трощинского к управляющему Кабинетом, «изволил апробовать те планы и фасады, которые с колоннами, признавая их лучшими и более красоты зданию дать могущими».

Очень интересно объяснение стиля здания, данное самим Гваренги в письме к знаменитому Канове, который считался авторитетом в вопросах античного искусства. Письмо характеризует зодчего, который с любовью и вниманием относился к своим произведениям, и показывает, как при основательном изучении великих образцов он умел сохранить свободу творчества. «Пользуюсь отправлением курьера в Неаполь, — пишет Гваренги, — чтобы послать вам рисунок здания, соприкасающегося с домом Кабинета Его Величества. Эту постройку я недавно окончил. Она должна служить частью для квартир служащих в Кабинете, частью для лавок торговцев предметами роскоши. Так как постройка расположена в одном из наиболее оживленных кварталов города, то я счел подходящим устроить аркады для утренних прогулок. Украшения самого дома исполнены в коринфском стиле, но я нашел, что ионический ордер лучше подойдет к моей постройке, так как он как бы подчинен первому, и чтобы достигнуть большей характерности и рельефности, я употребил дорический антаблемент. Это кажущееся новшество немного смутило наших законодателей искусства. Но за исключением тех, которые интересуются моими произведениями, критика по этому поводу меня мало смущает. Лучше бы сделали, если бы указали мне ошибки в тех или иных частностях. Уверен, что во многом можно меня упрекнуть, и я с благодарностью воспользовался бы соответствующими указаниями. Слишком хорошо сознаю границы моего дарования, чтобы решиться считать это здание безукоризненным, и считаю несомненным, что ничто не способствует совершенствованию человеческих знаний так, как вдумчивая и обоснованная критика без ненависти и зависти. Из того, что я скажу вам, опираясь на соответственные примеры, вы увидите, что употребление непременно определенного антаблемента для увенчания (колонн) данного ордера не является непреложным архитектурным догматом. Саркофаг Сципиона Барбата, открытый несколько лет тому назад в Риме,— самый древний из известных мне примеров в этом роде: на нем дорический карниз украшен ионическим орнаментом. Нимфеум на озере Альбано и могила у стены Агригента в Сицилии, известная под названием могилы Теона, украшены ионическими колоннами и дорическим антаблементом. Первый этаж Колизея исполнен в дорическом стиле, но антаблемент над ним не таков. Колонны арки Августа, находящейся вблизи цитадели города Аосты в Пьемонте,— коринфские, а антаблемент над ними— дорический, в соответствии с тем, что говорит Витрувий в первой главе четвертой книги своего трактата об архитектуре, когда описывает коринфский ордер и его пропорции: Caetera membra, quae supra columnas imponuntur, aut e doricis symmetriis aut ionicis moribus in corinthiis columnis collocantur etc. Очень много подобных образцов можно найти на античных барельефах. Я зарисовал два во время своих путешествий: один в Венеции, в передней дворца Нани около церкви Сан-Тровазо, а другой в Вероне, во дворе филармонической академии. Наконец, вы можете найти указания у нашего знаменитого архитектора Теманца в том месте, где он говорит о мосте Августа в Римини. Многое еще можно было бы сказать по данному вопросу, но нет надобности. Приведенными примерами я хотел лишь пояснить, что кажущееся в моей постройке новшеством уже установлено столькими авторитетами и даже самим Витрувием, которого считают как бы святым отцом архитектуры. Остается добавить, что путем изучения и наблюдения над всем относящимся к области изящных искусств я пришел к основному выводу, что здравый смысл и разум не должны подчиняться установленным правилам и примерам. Рабски следуя одной теории и положениям, высказанным великими мастерами, не изучая самых произведений их и не сообразуясь с местными условиями, требованиями и обычаями, можно создать лишь посредственные произведения. Человек, не лишенный творческой мысли, должен быть выше педантизма. Без этого он напрасно будет добиваться права занять место между настоящими мастерами.

Ваш поклонник и друг кавалер Гваренги.

С.-Петербург».

Вся стоимость здания, как видно из подлинной сметы Гваренги, исчислялась в 226.298 руб. 90 коп., т. е. в той же самой сумме, какая указана во всеподданнейшем докладе Гурьева. Здание было поставлено на фундаменте из деревянных клеток, заполненных булыжником и ломом от разборки старой ограды. Стены на Фонтанку и Невский проспект сложены в три кирпича; колонны — кирпичные со связями из плиты; карниз—из плиты; капители, триглифы и балюстрады под окнами второго этажа—лепные. Внутри проезда на плафонах были укреплены розетты, исполненные по рисунку Гваренги лепщиком Саггиным. По окончании постройки (в 1806 году) вид здания отличался от нынешнего тем, что арки первого этажа не были заложены и за колоннами был открытый коридор, как теперь в Гостином дворе. Судя по раскраске оригинальных чертежей Гваренги, здание предполагалось окрасить в цвет серого камня.




В это время всякий, кто только мог, носил на себе несколько родов оружия и вооружений, из азиатской роскоши более, нежели из действительной пользы, обременяя себя ими.
Польские послы добились на рейхстаге отдельной аудиенции у императора и в сильных выражениях представили полную ужаса картину московского господства в Ливонии
В делах людей и в их царствах возможными оказываются невероятнейшие вещи
«Здесь все классы народа от высших до низших Вам душою преданы. Просто сказать: Вас здесь, в Москве, любят». — «Как бы это так было!» — отозвался Государь.
Никто, естественно, не решился сказать, что виноват «Его величество»
Царь Иоанн Грозный. Его царствование, его деяния, его жизнь, современники и деятели в портретах, гравюрах, живописи, скульптуре, памятниках зодчества
Внизу, под скалою типы русских племен, игравших главную роль в этом событии. Какие же это племена, что это за событие?
Никто в этот день не был убит, случай небывалый в истории коронований польских монархов
Угличские владетельные князья
Там всего бывает: поют, кричат, смеются, шутят, представляются — тот жидом, а тот дурнем, тот собакою, а тот кошкою, или жабою



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.