Сегодня и вчера
Почаевская лавра // Журнал Министерства народного просвещения. Часть XLV. — СПб.: Тип. Императорской Академии Наук. 1845. С. 2 В России существуют только четыре Лавры, из коих три напоминают собою три великие периода Государства нашего, как Великого Княжения, Царства и Империи. Но четвертую знают не все, и потому мы сочли не излишним познакомиить с нею наших читателей. Она возникла в крае отторженном Литвой от России, возникла во время гонений на Православие; она напоминает собою не блестящие эпохи Отечества, но время испытания, мужественно претерпенного сынами его под чуждой властью; она свидетельствует о их тогдашней верности к Церкви Православной. Почаевская Успенская Лавра находится в Губернии Волынской, в местечке Почаеве, в 20 верстах от Кременца, на самой границе Галиции. Прилагая к сей книжке Журнала изображение ее великолепных зданий, мы думаем, что для Читателей наших приятно будет найти здесь и известия о древности и достопамятностях этой обители. Хотя в рукописной книге исков и документов монастырских упоминается о Памятнике монастыря Почаевского, изданном oколо 1661 года, во свидетельству которого Православные иноки впервые поселились на Почаевской горе около 1261 года; однакож за неимением достоверных свидетельств о первоначальном общежитии их на сем месте, должно на сей раз ограничиться одними позднейшими известиями. Из хранящейся в Лаврском Архиве грамоты Короля Польского Сигизмунда Августа II-го, данной в 1557 году Василию Богдановичу Гойскому, владельцу села Почаева, видно, что в этом селе уже в 1527 году существовала церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы; сим письмом Сигизмунд Август II, подтверждая грамоту Сигизмунда I, данную в 1527 г., предписывает Старосте Кременецкому не посылать более в Почаев на ярмонку, в праздник Успения Божией Матери, своего наместника для сбора денег. Из Фундационной же записи Анны Гойской 1597 г., хранящейся в том же Архиве, видно, что на том месте, где основан ею в сем году монастырь, находилась издревле при горе каменная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. В 1653 году, Федор в Евва Домашевские воздвигли над стопою Божией Матери большую каменную церковь во имя Св. Троицы. Обновитель же Почаевского монастыря был Николай Потоцкий, Староста Каневский: он в 1768 году перестроил, увеличил и украсил церковь, воздвигнутую Домашевскими, и сверх того оставил в пользу монастыря значительный капитал. Три святыни составляют главное сокровище Почаевской Лавры и привлекают в нее многочисленных богомольцев; они суть: Чудотворная икона Почаевской Божией Матери, Стопа (или след на камне) Божией Матери и мощи Преподобного Иова, Игумена Почаевской обители. В 1559 году. Греческий Митрополит Неофит, во время путешествия своего из Константинополя, проезжая чрез Волынскую страну, остановился для отдыха в местечке Орле по усильной просьбе его владетельницы Анны Гойской, впоследствии основательницы Почаевского монастыря. Пробыв здесь несколько времени, при отъезде своем, в знак благодарности за гостеприимство, Неофит благословил хозяйку дома иконой Божией Матери, которая долгое время хранилась в комнате Гойской. Чудотворная сила этой иконы первоначально обнаружилась в исцелении от природной слепоты Филиппа Козинского, родного брата Анны Гойской. Испытав такое чудо на брате своем, Гойская созвала Епископов, Священников, и с крестным ходом, при многочисленном стечении народа, икона Божией Матери отнесена на гору Почаевскую и поставлена в Успенской церкви (1597). О Стопе Божией Матери сохранилось следующее народное предание, которое помещено в книге, под заглавием: «Гора Почаевская» напечатанной в 1793 г. в типографии при Почаевском монастыре. До основания Анной Гойской монастыря, когда иноки Почаевские жили еще в пещерах, один из сих монахов, взошедши на вершину горы, увидел Пресвятую Деву Марию стоящей на скале, в виде огненном. В то же самое время, это же явление Божией Матери и пред нею стоявшего монаха видел и житель села Почаева, Иоанн Босый, пасший неподалеку от горы стадо овец… |
Наконец, мы увидели белеющиеся здания Алеппа
В этой истории не знаешь, что хуже: поведение ли Давида, или Святополка, или киевлян.
История первого энциклопедического лексикона в России.
Электрический телеграф для частных взаимных сообщений
Кроме греха, где найдешь добродетель?
«Как буйственники и удальцы состоятельными людьми стали быть»
Действуй без усилий, которые, кроме славы, не приносят никакой пользы
Серебряные трубы за Эюр, Хинган и Цицикар !
Раскроем летописи от времен Ярослава: идет ли в них речь об уделах? Нисколько: все князья суть члены одного рода, вся Русь составляет нераздельную родовую собственность
Под фабрикой понимали любое предприятие, производимое при помощи молота и огня, фабрикантом, именовали всякого производителя, будь то ремесленник или кустарь
|