Сегодня и вчера
Ксения Годунова
Произведение искусства «Ксения Годунова» Автор:
Грибков Сергей Иванович


Размер:
98 x 80 см
Техника:
Холст, масло
Время создания:
1876
Местонахождение:
Тверская областная картинная галерея
Смотреть полностью


«Царие на своих степенех царских не возмогут держатися и почасту пременятися начнут…»



Платонов Сергей Федорович. Очерки по истории смуты в московском государстве XVI-XVII вв. —СПб.: 1910. С. 115


Московские люди, жившие в условиях, в которых созревала Смута, чувствовали ее приближение. Без привычки к свободному и простому изложению наблюдений и впечатлений, они в своих писаниях оставили нам не ясно выраженные опасения и предчувствия бед, но намеки, смутные и тревожные, смысл которых, однако, остается вне сомнений. Из памятников письменности того времени всех яснее говорит о грядущих бедствиях известная «беседа Валаамских чудотворцев», составленная во второй половине XVI века, в те годы, когда уже стал ясен разброд населения и упадок хозяйств в центральных и западных местностях государства. Обращая наблюдаемые в действительности факты в пророческое предсказание чудотворцев, «беседа» говорить, что «при последнем времени» запустеют волости и села «никим гоними», «люди начнут всяко убывати, и земля начнет пространнее быти, а людей будет менши, и тем досталным людям будет на пространной земли жити негде». Это, разумеется, не предсказание; предсказание начинается там, где автор говорить, что «царие на своих степенех царских не возмогут держатися и почасту пременятися начнут». Писавший во времена Грозного и призывавший читателя молиться «за царя и великаго князя и за его царицу и великую княгиню и за их благородныя чада», автор в действительности не мог видеть частую смену царей и додумался до нея путем пессимистических размышлений. Московская жизнь представлялась ему в безотрадном свете благодаря «царской простоте», «иноческим грехам» и «мирскому невоздержанию»; он понимал, что дело идет к общему потрясению, и представлял себе его по своему. Та же мысль о близости потрясений была и у князя Курбского, когда он из Полоцка писал Грозному в 1579 году, что те «не пребудут долго пред Богом, которые созидают престол беззакония», и грозил царю скорою погибелью «со всем домом» за то, что он «пустошит землю свою и губит подручных всеродне». Рядом с подобными, не вполне вразумительными литературными иносказаниями, в одном официальном акте 1584 года находим совершенно ясное, хотя и короткое, указание на общественный кризис и «тощету». Этот акт— приговорная о тарханах грамота, поводом к которой было «многое запустение за воинскими людьми в вотчинах их и в поместьях» и выход из-за служилых людей крестьян, то есть уже знакомый нам упадок служилых земельных хозяйств. Таким образом, в московском обществе и правительственной среде существовало представление о том, что дела в государстве идут неправильным путем, не в должном направлении, и русские люди чувствовали близость той или другой развязки.

Конечно, из разговоров с русскими же людьми,— непосредственно или через других своих соотечественников,—узнал известный Джильс Флетчер обстоятельства московской жизни его времени. Он был в Московском государстве в 1588—1589 гг., а в 1591 году была уже издана в Лондоне его книжка «Of the Russe Common Wealth». В V-й главе этого труда Флетчер сообщает между прочим, что младший брат царя Федора Ивановича, Димитрий, живет далеко от Москвы, под надзором и охраною матери и ее родных, но, как слышно, жизнь его находится в опасности от покушений со стороны тех, которые простирают свои виды на обладание престолом в случае бездетной смерти царя. Раньше смерти царевича Флетчер знал ее вероятность; ему был известен даже слух о том, что царевича хотели извести ядом,—тот самый слух, который впоследствии мелькает в различных русских сказаниях. Заключая рассказ о роде русских царей, в конце V-й главы, Флетчер замечает, что, по-видимому, царский род «скоро пресечется со смертию особ, ныне живущих», и это произведет переворот в Русском царстве. В глазах Флетчера ожидаемый переворот не должен был ограничиться простою сменою владетельных лиц. В IX-й главе, при описании опричнины и опал Грозного, он говорит, что политика Грозного и его, с точки зрения Флетчера, «варварские» поступки, хотя и прекратившиеся с воцарением Федора, так потрясли все государство и до того возбудили всеобщий ропот и непримиримую ненависть, что, по-видимому, это должно кончиться не иначе, как междоусобием (a civill flame). В то же время Флетчер соображал, что в этом междоусобии или восстании, если оно произойдешь, руководство и решающая роль должна принадлежать войску (the militarie forces), а не народной массе и не знати (nobilitie); в этом смысле составил он заключение к Х-й главе. Итак, Флетчер, бывший в Московском государстве всего несколько месяцев, успел не только подметить признаки критического положения дел в Москве, но и предсказать возможный исход из этого положения. Прекращение династии ему казалось вероятным более, чем за восемь лет до кончины царя Федора; он предсказывал «всеобщее восстание» более, чем за десять лет до самозванщины…




«Ядро» долго приписывалось князю А. Я. Хилкову, но в одном прошении на имя Петра I Манкеев сам свидетельствует о себе, как об авторе
«Все здешние начальные и чиновные люди встретили меня в замке и отдались с глубочайшей покорностью в протекцию Вашего императорского величества»
В полном своем объеме учредительная роль Вормского рейхстага почти нигде не изображена с надлежащею ясностью
21 августа (9 августа ст. ст.) 1828 года русские войска одержали победу над турками в сражении у стен крепости Ахалцых, которую удалось вскоре взять штурмом.
20 августа (8 августа ст. ст.) 1829 года русские войска заняли Адрианополь.
19 августа (7 августа ст. ст.) состоялось сражение близ деревни Валутина гора
И ныне слышене наше, что князи и избратели, и вся земля изобрали тебя государем на цесарство, и ты учинился на деда своего государьствех государем, и мы так же хотим с тобою быти в любви и в завещанье
Центром владений герцога Йорка в Северной Америке являлся Нью-Йорк, названный в его честь
14 августа (3 августа ст. ст.) 1790 г. Россия и Швеция подписали в деревне Вереле, на реке Кюмени в Финляндии, договор, завершивший Русско-шведскую войну 1788 – 1790 гг.
13 августа (1 августа ст. ст.) 1822 года император Александр I издает указ «Об уничтожении Масонских лож и всяких тайных обществ»



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.