Сегодня и вчера
Зубрицкий Денис. Аноним Гнезненский и Иоанн Длугош. Львов,1855. С. 2 Иллюстрация на полях к Псалму 21. Киевская Псалтирь. 1397 год. С. 60 Неизлишним, и даже необходимым считаю, бросить здесь взгляд на тогдашнее положение, состояние и политические отношения европейского севера, к коему и наша Галиция принадлежала. — Читателю известно уже из галичской истории, что многочисленный, на севере Европы поселившийся славянский народ разделился на два мира: русский и лядский. Первым управляли потомки Рюрика, а вторым потомки Пяста. — Когда в русском мире с кончиной мудрого Ярослава № 10, а в лядском мире с кончиной Болеслава Кривоустого прекратилось единодержавие, распались мало-помалу оба мира на множество удельных больших или меньших княжеств, которые однакож всегда оставались исключительным достоянием, собственности, обоих господствовавших родов; — на Руси Рюриковичей, а в Польши Пястовичей, невзирая на то, что владевшие князья или линии в обоих родах и ссорились и мирились, и воевали и дружились между собой. В XIV столетии стали в обоих мирах расторгнутые доселе частицы опять совокупляться, сливаться в большие государства; но однакож еще и во время, о котором, как ниже, трактует Аноним Гнезненский и Иоанн Длугош, разделялся лядский мир, кроме меныших уделов, на две державы — на две группы. — Иоанн Слепый король чешский, которого верховную власть многие из удельных польских князей Пястовичей добровольно признавали, (смотри ниже первую статью Анонима Гнезненского) писался Польским королем, и Казимир Владиславович, Великим наименованный, к коего системе мазовецкие князья волей-неволей должны были присоединиться — употреблял такоже титул Польского короля — следовательно в лядском мире два польских королевства — два польских короля. Равным почти образом как лядский, сгруппировался и русский мир, в две отдельные, а иногда и враждебные между собой системы, — именно — в состоявшую тогда под монгольским владычеством Русь — и в литовскую Русь. — В первой или татарской Руси, московские князья, в борьбе с тверской линией Рюриковичей за великокняжеское достоинство, — в попытке, низвергнуть татарское иго, — в стремлении покорить себе мелкие единородные княжества и усмирить своевольную новгородскую республику, лишь только стали предвещать будущее свое предназначение, будущее свое величие; но во всех предприятиях, во всех мерах и подвигах отпечатливалась еще нерешимость в делах, безнадежность на успехи, и оцепенение от долговременного татарского рабства происходившие. — Совсем другим видом образовалась, устроилась западная Русь, литво-русская держава. — Литва, ее географическое положение и смежность ее с владимирскими княжествами, известны уже нашим читателям. — Они в предыдущей галичской истории начитались о войнах наших князей с Литвой. — Имена славного литовского короля Миндовга и причудливого князя-монаха Войшелка в свежей еще у них памяти. — Они вспомнят себе даже, что наш королевич Шварно Даииилович № 359 княжил в Литве; следовательно рассказывать пространнее о Литве было бы излишним, должно только заметить, что по убийстве Войшелка, по смерти нашего Шварна настала новая династия Гедиминовичей в Литве. — Династия славившаяся в начале своего существования знаменитыми завоевателями, какими были, Гедимин, Олгерд, неутомимый Кейстут и удалый сын его Витолд. — Гедиминовичи завладели сначала оружием многими русскими землями, а после чрез вступление в браки с русскими княжнами сроднились с Рюриковичами, приняли русское вероисповедание, русский язык и обычаи, словом обрусели, — образовали сильный союз больших и меньших князей Гедиминовичей и Рюриковичей, с удивительныи согласием между собой, и — защищали друг друга, воевали совокупно прусских крестоносцев, Поляков, Венгров, Татар, даже Татарам подвластных северо-восточных русских князей, — и освободили западную Русь от татарского данничества. Сим способом возникла и возросла другая, то есть Литовская Русь… |
Барон Винцингероде привстал, показал ему ордена свои и закричал: я Русский Генерал!
Необходимая в древней России обстановка брачных обрядов
Господь подул, и они рассеялись
Наконец, мы увидели белеющиеся здания Алеппа
В этой истории не знаешь, что хуже: поведение ли Давида, или Святополка, или киевлян.
История первого энциклопедического лексикона в России.
Электрический телеграф для частных взаимных сообщений
Кроме греха, где найдешь добродетель?
«Как буйственники и удальцы состоятельными людьми стали быть»
Действуй без усилий, которые, кроме славы, не приносят никакой пользы
|