Сегодня и вчера
Воскресенье. Древняя Русь.
Произведение искусства «Воскресенье. Древняя Русь.» Автор:
Кандинский Василий Васильевич


Размер:
45 х 95 см
Техника:
Холст, масло
Время создания:
1904
Местонахождение:
Музей Боймана ван Бёнингена, Роттердам
Страна:
Нидерланды
Смотреть полностью


Руси северной выпал удел — закрепить приобретенное, связать, сплотить части, дать им внутреннее единство, собрать русскую землю.



Соловьёв Сергей Михайлович. Взгляд на историю установления государственного порядка в России до Петра Великого. —М.:1852. С. 50


Различие в характерах северного и южного народонаселения обозначается приметно в источниках нашей истории: иностранцы—современники хвалят храбрость дружин южной Руси: они отличались стремительностью в нападениях, но не отличались стойкостью. Противоположные отзывы встречаем о населении северной Руси: оно не любит вообще войны, не отличается стремительностью натиска; но где нужно стать крепко и защищаться, там оно неодолимо; здесь на севере образовался тот русской воин, которого, по известному выражению, можно убить, но не сдвинуть с места. Северное русское народонаселение, как сказано, не отличается в истории порывистыми движениями; в поведении его мы замечаем преимущественно медленность, осторожность, постоянство в достижении цели; обдуманность, медленность, осторожность в приобретении, стойкость в защищении приобретенного. Соответственно характеру народонаселения все на севере принимает характер прочности. О дружинах южных летописец говорить, что они храбро бились с врагами, и расплодили русскую землю. Таково точно назначение старой, южной Руси: расплодить, распространить русскую землю, наметить границы. Но Руси северной выпал удел — закрепить приобретенное, связать, сплотить части, дать им внутреннее единство, собрать русскую землю. И вот князья северной Руси являются полными представителями своего народа, превосходно выполнить назначение северной Руси. В их поведении мы не замечаем того блеска, какой видим в поведении князей—витязей юга, смотревших на битву, как на суд Божий, и при всяком споре прибегавших к этому суду: северные князья—собственники, не любят решать споров своих оружием, прибегают к нему только в крайности, или тогда, когда успех несомненен, но от неверной битвы не любят ставить в зависимость того, что приобртено, примышлено долгими трудами; южные князья прежде всего думают, как бы в битве взять свою честь, северные князья прежде всего думают, как бы без неверной битвы получить пользу для своего владения. Все они похожи друг на друга; в их бесстрастных ликах трудно уловить историку характеристические черты каждого; все они заняты одною думою, все идут по одному пути, идут медленно, осторожно, но постоянно, неуклонно; каждый ступает шаг вперед пред своим предшественником, каждый приготовляет для своего преемника возможность ступить еще шаг вперед. Благодаря этой неуклонности, постоянству в стремлениях северных князей, великая цель была достигнута: родовые княжеские отношения рушились, сменились государственными; в княжеских договорах, завещаниях мы видим ясно постепенность этой смены, пока наконец в завещании Иоанна IV удельный князь становится совершенно подданным великого князя, старшего брата, который носит уже титул Царя. Это главное, основное явление — перехода родовых отношений между князьями в государственные, условливает ряд других явлений. Господство родовых отношений между князьями имело, как необходимо следует ожидать, могущественное влияние на весь общественный состав Руси, имело могущественное влияние на быт городов, на положение дружины: когда родовые отношения между князьями начали сменяться государственными, то эта смена должна была отозваться во всем общественном организме, должна была повлечь изменения и в быт городов, и в положение дружины. Отсюда ясно, что В. Князья московские, в своих государственных стремлениях, должны были встретить сопротивление не со стороны одних Князей—родичей, но со стороны всего того, что получило свое бытие или, по крайней мере, поддерживалось родовыми княжескими отношениями. Здесь первое место занимает привычка дружинников переходить от одного Князя к другому, которую они приобрели в то время, когда землею владел нераздельно целый род княжеский, и которую они должны были потерять, когда явилось единовластие; не имея теперь возможности переходить от одного Князя к другому в русской земле, многие из дружинников считали себя в праве отъезжать к чужим государям; к этим противогосударственным стремлениям дружинников присоединялись еще противогосударственные стремления потомков прежних Князей, которые продолжали питать вражду к новому порядку. Борьба со всеми этими стремлениями и была причиною тех печальных явлений, которые имели место в царствование Иоанна IV-го. Во время этой борьбы Иоанн IV-й задал вопрос одному из самых ревностных приверженцев старины, князю Курбскому: «что лучше—настоящий ли порядок вещей, когда государство успокоилось, пришедши в порядок при едином государе, или прежнее время, когда усобицы терзали землю?» На этот вопрос отвечал не Курбский; на него отвечала вся земля, всё Московское государство…




Чем дальше шло время, тем более обострялась и подозрительность власти к духовному сословию под влиянием Феофановских внушений
Сладость ягод малины не допустила ее сделаться печальным образом, подобно калине
Мы всегда за народ и с народом, и до тех пор мы будем за царя, — пока народ будет за него!
Витте озабочен финансами, так как нет ниоткуда поступлений, и государству придется объявить себя банкротом.
Сочинителем этой книги был Московский уроженец Григорий Карпов сын Котошихин, служивший с самых молодых лет в, так называемом Русскими, Посольском Приказе
Ивашко Дмитриев сказал, что он во крестьяне за Ивана Савинова с женою и с детьми порядился и такову порядную запись дал на себя своею волею
Его особенно боятся высшие чиновники, потому что его приговоры хотя справедливы, но весьма строги и всех приводят в страх
Одними фактами мы довольствоваться не можем, а потому у нас есть и философия
Его вообще любят, так как он оказал добро множеству лиц, зло же от него видели очень немногие
8 октября (27 сентября ст. ст.) 1702 года русская армия осадила шведскую крепость Нотебург.



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.