Сегодня и вчера
Посольство дьяка Племянникова и толмача Истомы Малого от Великого Князя Василия Ивановича к римскому императору Максимилиану I. Смотреть полностью
Примечание:
Комментарий к иллюстрации в издании — «из книги «Der Weiss Kunig», принадлежащей П. Я. Дашкову»

Приказные дьяки XVI века по моему убеждению — видные общественные и политические деятели, а не только «плутишки» и «страдничьи дети»



Лихачев Н. П. Разрядные дьяки XVI века. — СПб., 1888. С. XI


В Московской Руси не заботились о строгом проведении в государственном управлении бюрократической или коллегиальной системы. Практика выработала особое самостоятельное начало товарищества с принципом единогласная решения. Авторитетность старшего товарища могла приводить к фактическому бюрократизму, но для XVI века трудно было бы доказать единоличность государственных поручений и ответственности. Когда мы читаем, например, как общую формулу, слова документа: «И боярин князь Иван Петрович да дьяк Ондрей Шерефединов вспросили...» одно подобное совместничество простого дьяка с высоко-родословным боярином князем Шуйским заставляет задуматься о возможности бюрократизма в таких случаях. Я являюсь сторонником мнения о коллегиальности приказов с одной стороны потому что товарищество гораздо ближе к коллегиальности, чем к бюрократизму, а с другой стороны, потому что решения большинством голосов и подачу отдельных мнений не признаю условием sine qua non коллегиальности.

Несколько подробнее и то лишь наметив точки опоры, разобрал я вопрос о Московском приказном дьячестве. Приказные дьяки XVI века по моему убеждению видные общественные и политические деятели, а не только «плутишки» и «страдничьи дети», окруженные ореолом всевозможных проделок, соединенных с одной стороны с чрезвычайною раболепностью, и с наглой волокитой с другой.

К рассказам иностранцев и историков XVIII века надо относиться с большой осторожностью. Те дельцы, которые в XVI столетии силой ума и опытности держались на известной высоте и достигали заметного влияния на дела, оставаясь вследствие своей неродословности среди дьячества, в XVII столетии пробивают себе дорогу к думному дворянству и окольничеству.

Следствием этого было понижениѳ общего уровня в приказном дьячестве. Слегка презрительное отношение к допетровской Руси, развившееся у нас с ХVIII века, затемняло истину и лишало беспристрастия суждения о многих вопросах. Ходячее мнение о московских дельцах недалеко ушло от теории о косности Московского боярства, построенной на недочитанной фразе Котошихина.

В настоящем труде я старался провести мысль о том, что все видные дьяки XVI века происходили из служилого слоя и многие из них были потомками второстепенных бояр удельных княжеств. Обратив внимание на значения думного дьячества, я отметил роль думных разрядных дьяков и по возможности оттенил примеры их самовластия.

Теоретически древность Разряда не подлежит сомнению, но почти полное отсутствие до второй половины XVI столетия прямых фактических указаний заставляет прибегать к косвенным уликам, искать намеков и свидетельств по внутренним признакам документов. Только путем деления одновременных документов по содержанию и скрепам дьяков, их подписавших, мне удалось определить состав Разряда в 1655—1556 годах.

В виду того, что в XVII столетии деятельность Разрядного приказа внешним образом выражалась в делом ряде документов, для него характеристичных, исследование о времени образования разрядных книг и государева родословца могло подтвердить факт существования Разряда в первой половине ХVI столетия.

Свод и критика известий о разрядных книгах дает ряд свидетельств о ведении разрядных росписей с конца XV века. Можно с полным убеждением сказать, что и первая перечневая разрядная книга была составлена никак не позже 1556 года. Исследование Бархатной книги приводит к выводу, что «государев родословец», легший в ее основание, был сочинен в 1555 году и остался не переработанным до конца XVII столетия.

Вопрос о Бархатной книге естественно соприкасается с вопросами о различных редакциях родословных книг, о достоверности легенд о выездах и значении родословных росписей XVII века, как генеалогического источника.

Надеясь со временем посвятить особую статью подобным генеалогическим вопросам, я разобрал их лишь настолько, насколько это являлось необходимым для определения степени достоверности некоторых известий, прямо касающихся истории Разряда…




Они, как ночные извозчики в Петербурге, только и видны, когда ничего не видать
Как только мы окунулись в действительную русскую буржуазию, мы тотчас же чувствуем себя среди нашей демократии
Не можете ли вы мне прислать несколько сот рублей, чтоб накупить подешевле Турецких вещей, когда город будет взят
На воле все друг друга обманывают.
Конституция как обряд
Памяти Алексея Фролова
«Опасность не миновала», — пророчески изрёк звездочёт.
Необходимо, чтобы никто не знал, что станется с этим человеком.
Сражение при Гогенфридберге обращает на себя внимание искусной подготовкой боя
Лошадь споткнулась, герцогиня рухнула на землю и осталась лежать без сознания. Такой ее и нашел Максимилиан…



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"