Сегодня и вчера
Только путем изучения Родины создается привязанность к Родной Земле, к своему народу и воспитывается гражданин



Географическое описание Российское Империи по губерниям и областям с географическими картами.—СПб.,1913. С. 3


Россия. Краткое географическое описание Российской Империи по губерниям и областям, с географическими картами всех губерний.

Императрица Екатерина II написала Наставление о воспитании своих внуков. В этом наставлении предписывалось изучать Россию следующим образом:

«Употреблять по несколько часов для опознания России во всех ее частях... Карты всея России и особо каждой губернии с описанием, каковы присланы от генерал-губернаторов к тому служить могут, чтобы знать: слой земли, произрастание, животных, торговли, промыслы и рукоделия; также рисунки и виды знаменитых мест, течение рек судоходных с назначением берегов, где высоки, где поемны; большие и проселочныя дороги, города и крепости знаменитые; описание народов, в каждой губернии живущих, одежда и нравы их, обычаи, веселья, веpa, законы и языки».

(Шильдер. «Александр I». Том I, глава 3, стр. 34).




Цель издания Каждый русский гражданин обязан знать свое отечество, свою родину, свою губернию, свой уезд, свой город, но такие знания, к сожалению, в большинстве у нас отсутствуют не только среди простого народа, но далее среди нашей интеллигенции, которая, к стыду нашему, больше знает об иноземных странах, чем о своей родине. Эта русская особенность, подмеченная еще бессмертным Гоголем, который говорил: «Велико незнание России среди самой России», остается до сего времени неизменной.

Изучение родины важно для всех и каждого: для разного рода практических деятелей, для людей, занимающихся земледелием, промышленностью и торговлею, для чиновников и общественных деятелей и вообще для всех мыслящих людей.

Без географии нельзя знать Родины, нельзя знать Отечества. Только путем изучения Родины создается привязанность к Родной Земле, к своему народу и воспитывается гражданин безгранично преданный своей Родине. Гражданин всякой страны должен знать и помнить: все, что ему дала школа и жизнь, что ему дали опыт, чтение, все его умственное развитие — все это он получил от своего Отечества, которому должен быть всегда обязанным и вечно благодарным.

С целью широкого распространения сведений о России, главным образом в школах и вообще среди населения Империи, которое, к слову сказать, в громадном большинстве имеет очень смутное представление о своей Родине, о своем Отечестве, занимающем 1/6 часть всего света, по моей инициативе, предпринято на средства Его Императорского Высочества Великого Князя Михаила Александровича настоящее издание, под названием «Россия», в котором представлено краткое описание всех губерний и областей Империи (100) с географическими картами. Для каждой губернии изготовлены отдельные географические карты в красках, с гербами губерний, и с описанием, доступные по цене (от 5 до 25 к.), чтобы дать возможность всем желающим приобрести их.

Описание губерний составлено но следующей программе:

Пространство. Поверхность. Орошение. Почва. Минеральные богатства. Климат. Население. Плотность населения. Землевладение. Земледелие. Скотоводство. Фабрично-заводская промышленность. Кустарные промыслы. Торговля. Пути сообщения. Православныя церкви и монастыри. Образование. Административное деление. Название уездов и число жителей в них, название всех городов с числом жителей.

При изучении какой либо губернии по карте и описанию можно получить ясное представление о ней и запечатлеть в памяти все данные, касающиеся этой губернии или области, а также место ее среди других губерний Империи.

В виду сего настоящее издание карт губерний и областей Империи может служить, с одной стороны, справочным пособием, а с другой—пособием при изучении Географии России.

Издание «Россия», необходимое для школ, для всех правительственных и общественных учреждений Империи, а также для войск, должно быть настольным у каждого русского гражданина.

Каждый школьник должен иметь карту своей губернии для изучения ее и для справок.

По описанию губерний и географическим картам в каждой семье сами дети, без помощи учителя, и взрослые, с целью самообразования, могут легко и наглядно знакомиться с Родиною, с Отечеством и тем самым серьезно заинтересовываться изучением России.

Надо стремиться, чтобы все, от кого может зависеть, способствовали всестороннему изучению России и тем самым помогали бы воспитать в народе подъем национального духа, высокий патриотизм, беззаветную любовь к Родине, веру в ее мощь и силу.

СПб. 15 июня 1913 г. А. Е. Рябченко.




Исторические сведения о постепенном образовании Костромской губернии
Не был ли ты стрельцом и не ты ли мне в отрочестве, в Троицком монастыре пред алтарем, приложил к груди нож?
Развитие нравственных чувств, примеры, соревнование, честолюбие, учение, чтение, разговоры, взыскания и поощрения
Был до обеда великий полководец, но потом, разгоряченный напитками, простирал слишком далеко свою откровенность
Составляя всего 1 проц. населения, они имели почти 15 проц. торговых заведений, и каждый из них платил почти втрое больше, чем человек «добрый» или «лучший»
Восторги по поводу удачного предприятия при венском дворе не знали предела.
Из бумаг княгини Е.Р. Дашковой по управлению Академией наук
Умолкаю в глубочайшем уничижении, Вашего Императорского Величества верноподданнейший раб Иммануил Кант.
Занятия должны отвечать времени года и иметь серьезный характер
Составитель Лаврентьевского сборника имел под руками источники, неизвестные составителю Ипатьевской летописи



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.