Сегодня и вчера
Историческое описание земли Войска Донского. Том первый. — Новочеркасск, 1867. С. 12 Итак, нет сомнения, что первое общество Донских казаков, родоначальников народа, ныне Донскую область населяющего, основалось в начале XVI или, по крайней мере, отнюдь не ранее последних годов ХV столетия. Равным образом не менее достоверно и то, что общество это составилось первоначально из людей беглых разных Российских, а наиболее из украинских городов «искавших,— как говорит Карамзин,— дикой вольности и добыч в опустевших улусах орды Батыевой в местах ненаселенных, где Волга сближается с Доном и где издавна был торговый путь из Азии в северную Европу». Одни укрывались здесь, избегая притеснений, кои претерпевали от владельцев своих, другие увлекались своевольством, алчностью к добыче и грабежам, стремились в обширные степи к независимым соплеменникам своим, в обществе которых надеялись или отдохнуть от прежних бедствий, или, не опасаясь наказаний, насыщать необузданные желания свои. Но не одни единоземцы и единоверцы принимаемы были в первоначальное общество Донцов: отважность, удальство, уменье владеть конем и оружием, более всего давали право на это и потому нередко приобщались сюда иноземцы, как-то: Запорожские Черкасы, Азовцы и даже самые Татары. Сары-Азман—первый известный вождь Донцов, был вероятно не Россиянин. Ведя холостую жизнь и не имея постоянных жилищ, они переходили с одного места на другое, от пределов царства Крымского на берега Дона и от украинских городов России к улусам Татар Заволжских; все что могли грабили: и людей и имущество. Сильным иногда предлагали услуги свои из корысти, а на слабых нападали неожиданно. Дремучие леса и места неприступные были их убежищем для кратковременного отдыха, словом, они до 1549 года вели почти кочевую жизнь. Таким образом, в течение времени, это воинственное общество значительно умножилось и до того стало сильно, что в одно почти время производило набеги на Крымцев, Азовцев и Татар Ногайских, не щадило даже и Россиян, ездивших иногда к народам тем по политическим и по торговым сношениям. Султан Турецкий, царь Крымский и князь Ногайский беспрерывно жаловались на казаков великому князю Московскому; но он отрицаясь от них, отвечал: «на Дону живут разбойники без нашего ведома.... мы и прежде сего посылывали истребить их, но люди наши достать их не могут». Таковые жалобы на Донских казаков и отрицательство от них двора Российского продолжались почти до 1550 г. Ясное доказательство, что они еще не были в зависимости от России и еще менее от неприязненных ей Турок и Татар. Но чрез два года Донские казаки уже служат царю Русскому, ибо Султан Турецкий в 1551 году убеждая Исмаил-Мурзу Ногайского князя к войне против России действовать с ним заодно, писал: «Русскаго царя Ивана ета пришли, рука его над бусурманы восока, уж и мне от него обида великая, поле все, да и реки у меня поотыскал, да и Дон у меня отнял, да и Азов город упуст у меня доспел, поотымал всю волю в Азове, казаки его с Азова оброк емлют и воды из Дону пить не дадут» |
И все будет сделано так, как было сказано
Заявление графа Резанова японскому правительству
Письмо обворовавшего Киево-Печерскую лавру к наместнику ее 1821 года
Я запрещаю давать согласие на проведение каких-либо ассамблей, никому из вас не дозволено требовать их!
Плата за бесчестие иногда удваивалась в пользу чьей-нибудь жены, которой выплачивалось бесчестие вдвое против определенного ее мужу
За Вольтером в Англию на поклонение ее учреждениям явился Монтескье
К этой коллекции, вывезенной шведским полководцем Яковом Делагарди из Новгорода, относятся сложенные без всякого порядка рукописи с общей надписью: «Русские документы»
Государь, осужденный природою на всегдашнее малолетство духа
В других местах исключительные законы создают злоупотребления, а в России они являются гарантией против них.
«Воевать морем, понеже зело близко и удобно многократ паче, нежели сухим путём»
|