Сегодня и вчера
В смутное время (Лагерь самозванца)
Историческая иллюстрация «В смутное время (Лагерь самозванца)» Автор:
Иванов Сергей Васильевич


Размер:
60 x 82 см
Техника:
холст, масло
Время создания:
1908
Смотреть полностью


Неправые вести часто более себе вероятия от народа получают, нежели и самые основательнейшие





Краткая повесть о бывших в России самозванцах. — СПб., 1793. С. 105


Не страшен был России самозванец, ибо довольно имела сил к истреблению его; но страшно было то, что многие бояре предпочитали собственное свое самолюбие общей пользе Отечества, с огорчением повиновались царю Василию, которого они равным себе прежде зрели, тем честолюбие их им казалось униженно, и во всякой перемене мнили лучшую себе судьбу найти. Такими мыслями быв побуждены князья Иван Катырев, Юрья Трубецкой и Иван Троекуров: Яков Желябовский, Юрья Нефтев и Тырков, со многими другими начали умышлять предаться известному им самозванцу, в намерении по том, что полезное для себя сделать; умысел сей вскоре верными предводителями был открыт, и по полученным повелениям от царя Василия преступники были отвезены под стражею в Москву, и там Князья посланием их в ссылку, а прочие смертною казнью были наказаны, но таковое приключение, произведя недоверенность в войске, остановило его действие, и дало способ злодею приблизиться к Москве.

Самозванец с Гетманом Ружинским учредил свой стан в Тушине селе лежащем в расстоянии от Москвы в десяти верстах, откуда на время переносил его в село Тайнинское, но войска его, быв часто поражаемы от стоящих верных Российских войск на Ходынке, и привоз съестных припасов быв им часто пресекаем, он, возвратясь в Тушино, и предвидя долгое тут стояние, начал изготовлять припасы и все нужное к содержанию войска.

Самозванец c Гетманом Ружинским, видя, что не могут преодолеть верные Российские войска, от имени единого вышеименованного Гетмана послали послов в Москву, якобы требовать Польских послов, содержащихся под стражею со времени убиения Расстриги, в самом же деле приметить Российский стан, и движения во граде; послы сии, исполня свое посольство, и получа обещание от Царя Василия об отпуске послов, старались тайно разгласить, что они мир заключили с Россиянами. Неправые вести часто более себе вероятия от народа получают, нежели и самые основательнейшие, и мудрость правления состоит, показанием самые истины ниспровергать ложные слухи, когда они во вред могут обратиться. О сих вестях или не ведал Царь Василий и бояре, или самыми оными хотели сдержать завидующих счастию Шуйского бояр. Но пронесшийся такой слух в Российском воинстве, которое отошед на пятнадцать верст от своего стана бывшего на Ходынке стояло, произвел неосторожность, ибо воины оного, пребывшие многие дни совсем вооруженны, не обретая себе довольного покоя, и утрудясь беспрестанною стражею, такими вестьми быв обмануты, в следующую ночь, скинув вооружения, легли спать, поставленные стражи ослабели, и многие воинские осторожности презрены стали. Самозванец и Ружинский, имея повсюду соглядателей, вскоре уведали о таком нерачении в войсках, и пользуясь ночной темнотой с толиким стремлением напали, что погруженные во сне и безоружные верные Российские воины, ни малого сопротивления не могли учинишь, но каждый искал в бегстве спасения себе, быв Поляками преследуемы и поражаемы даже до самого укрепленного ими стана на Ходынке, в котором насилу могли удержаться. Однако страх, произведенный сим нападением, толико робости в воинов и бояр вселил, что они назавтра, и сей свой стан оставя, пришли расположиться вокруг Московских стен.

Между сим временем Полковник Лисовский, с войсками Литовскими и бунтовщиками Российскими взяв Зарайск и Коломну, пошел к Москве, но быв прежде соединения своего с самозванцем разбит, и взятые им у него пленники отняты.

Однако Царь Василий Иванович, видя, колико помощь Польская укрепляет сторону самозванцеву и опасаясь чтобы Поляки открытым образом за удержание послов своих не вступились, тем наипаче что возвращение их уже требовано было от Ружинского, с совета Патриарха Гермогена и бояр рассудил отпустить послов Польских и Сендомирского с дочерью, от которого взял обещание, что он впредь в междоусобия Российские вступаться не будет…





Мальбрук в поход поехал! Ах, будет ли назад?
Около полуночи в подвале был обнаружен Фокс вместе с приготовленным порохом.
Так началась «российская» биография легендарного барона Мюнхгаузена, человека удивительной судьбы и беспримерной славы.
Фридрих не мог не улыбнуться, видя, что австрийский штаб попался к нему в руки таким забавным образом.
С точки зрения русского командования, этот принятый Карлом XII, совершенно бесполезный для шведов и оказавшийся крайне неудачным, кавалерийский бой 9–10 сентября 1708 г. был счастливым событием.
Он надеялся манипулировать женщиной, плохо приспособленной к решению государственных задач; в действительности же ему пришлось иметь дело с российской императрицей.
За неполные пятнадцать лет Петр I подарил и одолжил пруссакам не менее 400 своих подданных.
В полном своем объеме учредительная роль Вормского рейхстага почти нигде не изображена с надлежащею ясностью
Все отняли у нее эти предатели, оставив взамен только тесное узилище
Разрешенная властями «экзекуция» стала утихать к пяти часам утра наступившего воскресенья.



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"