Сегодня и вчера
Портрет Е.Н.Хрущевой и Е.Н.Хованской
Произведение искусства «Портрет Е.Н.Хрущевой и Е.Н.Хованской » Автор:
Дмитрий Григорьевич Левицкий


Размер:
164 x 129 см
Техника:
холст, масло
Время создания:
1773 год
Местонахождение:
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Смотреть полностью
Примечание:
Портрет принадлежит к серии портретов «Смолянок» — воспитанниц Смольного института благородных девиц, написанных художником по заказу императрицы Екатерины II.

Двойной портрет изображает девочек, разыгрывающих сцену из комической оперы «Капризы любви, или Нинетта при дворе».

Читать примечание полностью...

Сверх предписанного здесь вообще обучения наукам и художествам ежедневно присматриваться должны на поварнях ко всем работам





Бецкой Иван Иванович. Устав воспитания двухсот благородных девиц учрежденного Её Величеством Государынею Императрицею Екатериною Второю, Самодержицею Всероссийскою Материю Отечества, и прочее и прочее и прочее. СПб., 1764

...

2.

Светские же добродетели суть: Повиновение начальствующим, взаимная учтивость, кротость, воздержание, равенственное в благонравии поведение, чистое к добру склонное и прямодушное сердце, а напоследок благородным особам приличная скромность и великодушие. Одним словом, удаление от всего того, что гордостью и самолюбием назваться может. Сие краткое многих важных качеств наименование, добрым оных употреблением и слиянием, долженствует произвести совершенное молодых девиц воспитание.

3.

Молитва обыкновенно всегда и при всех училищах отправляема бывает поутру пред классами, и в вечеру пред тем, как спать идти, а в воскресные и праздничные дни вся служба божия отправляется так, как по церковному уставу положено. Во время оной должны девицы заблаговременно навыкать , чтоб присутствовать и духом и сердцем, и стоять со благоговением, приличным святости места и совершаемым во оном таинствам.

4.

И по тому Госпожи Надзирательницы и Учительницы обязаны иметь крепкое смотрение, чтоб девицы в церкви между собою отнюдь не разговаривали, но стояли бы со страхом и должным благочинием. За малейшее же во время молитвы или службы божией преступление строго поступать по возвращении в покои, в присутствии всего того класса или при собрании воспитываемого общества дабы стыд одной служил навсегда к воздержанию других от подобных поступков.

5.

Надлежит им истолковать ясно по летам и по нежности естественного сложения, рассуждая и по незрелому их уму, все части закона, то есть катехизм, догматы православной веры и все, что касается до прямого содержания оной.

6.

Сверх сего должно их обучать российскому и чужестранным языкам о, дабы на оных исправно читать, писать и говорить умели; арифметике, географии, истории, стихотворству, и отчасти архитектуре и геральдике, а во художествах наставлять рисованию и миниатюре, танцеванию, музыку вокальную и инструментальную, шитье всякого рода, вязание и плетение шелковое, нитяное, шерстяное и бумажное , а к сему присовокупить надлежит и все части экономии.

7.

Сверх предписанного здесь вообще обучения наукам и художествам, третьего возраста по две девицы ежедневно по очереди присматриваться должны на поварнях ко всем работам, какие на оных отправляются, то есть, чтоб могли они знать все подробности, касающиеся до домашней экономии. Он же должны: 1-е) Сами сочинять счеты дневным расходам, и показывать оные госпоже учительнице со своими на то примечаниями; 2-е) Чулки и прочий убор иметь собственной своей работы, также и платье на себя имеют шить сами из даваемых материй, что и о четвертом возрасте разумеется; 3-е) Представлять между собою некоторые драматические сочинения, нарочно для их употребления составленные.

8.

Четвертого же возраста девицы повторяют учение свое почти одною практикой, и вместо того, что в третьем возрасте ежедневно по две присматриваются к домашним обрядам, в сем возрасте имеют они определяться к тому понедельно. Они должны: 1-е) Вести записку расходам, какие бы ни были, донося об оных госпоже Начальнице, так же договариваться с поставщиками о припасах, каждую субботу делать расчет, и при себе платеж производить, определять цену всякому товару по качеству оного и наипаче смотреть, чтоб во всем наблюдаем был совершенный порядок и чистота. 2-е) Чтоб возбудить в девицах прочих трех классов похвальную ревность, и придать сему отличный вид, которой оно необходимо иметь должно; то употребится из сего возраста в каждый день по две к обучению первых классов девиц; ибо таким образом во-первых сами они достигнут большого совершенства, а притом и от учительниц тех классов, яко помощницы их неминуемо с отличностью почитаемы будут, а наконец от сей практики навыкнут заблаговременно, как им будучи матерями обучать детей своих, и в собственном своем воспитании найдут себе великое вспоможение , в каком бы состоянии им жить ни случилось.

9.

Для вящей своей пользы и взаимной забавы, девицы, изображая подобие, одна другой, портретами или другими работами между собою дариться могут, также составлять на голосах и инструментах что ни есть новое. В первом случае приобретут они большее искусство в рисовании, а во втором в музыке.

10.

Последней из четырех возрастов девице по прямому первым почитаться долженствует , поелику в оном по достижения пятнадцатилетия уже начинают они собирать плоды девятилетних своих трудов, в первых трех возрастах понесенных. Они в рассуждении мыслей, честного поведения и благонравия почти ужё все то приобрели, что от доброго воспитания зависит, по сему первых трех классов девицы от них заимствовать имеют примеры высокого совершенства, которое они, приближаясь к часу своего выпуска уже неотменно иметь должны, наипаче содержать всегда в твердой памяти, что от самого юношества и до возраста приучаемы были к добродетелям, к учтивости, ласковым и приятным разговорам, не токмо с равными, но и с самыми последними, какого бы звания кто ни был. Чрез такое доброе поведение и поступки при первом их в свет вступлении учинятся они отличными в обществе; благоразумными ж в сем возрасте размышлениями воспитанием подкрепляемыми, получат себе для переду кaк в науках, так и в честном обхождении руководство. Одним словом, в сие время надлежит им стараться о приобретении всего, чего иногда к совершенству их воспитания и обучения еще не достает.





Правительство безо всякой пощады будет поступать с директорами и учителями у коих между учениками являться будет дух своеволия, бесчинства и неповиновения
Только путем изучения Родины создается привязанность к Родной Земле, к своему народу и воспитывается гражданин
Неприятель, желая нас лишить святыни, невольным образом умножил оную.
Числа городов в империи не знали. Даже карты всей империи сенат от основания своего не имел.
Граф Паскевич поставил себя в возможность произвести столько необыкновенного
Для помощи бедным изыскивать средство заведением вдовьей казны для избавления от нищеты вдов и сирот
Сверх предписанного здесь вообще обучения наукам и художествам ежедневно присматриваться должны на поварнях ко всем работам
Люди с практической подготовкой, с практическим знанием жизни и ее требований, получали доступ к административным местам более, чем когда-либо
Для прекращения такого систематического развращения Сибири, необходимо прекратить ссылку в Сибирь преступников
Особенно эффектна была картина взрыва подводных мин.



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.