Сегодня и вчера
Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса
Историческая иллюстрация «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса» Автор:
Алексеев, Федор Яковлевич
(1753 - 1824)

Размер:
138 x 178 см
Техника:
Холст, масло.
Время создания:
1810-е годы.
Местонахождение:
Государственный Русский музей Санкт-Петербург
Смотреть полностью
Примечание:


Кадеты жили по шести и семи человек в одной комнате, и имели позволение, держать при себе, сверх казенной прислуги своих крепостных или наемных слуг





Висковатов А. В. Краткая история первого кадетского корпуса. — СПб.: Военная Типография, 1832.— 121 с.

Для помещения кадет императрица назначила в С.-Петербурге на Преображенском (ныне Васильевском) острове большой каменный дом с садом и службами, принадлежавший первоначально знаменитому любимцу Петра Великого, Князю Меньшикову, по падении же его, отданный Вице-Канцлеру Графу Остерману, который взамен за сие получил почти все место и строения, заключавшиеся на Адмиралтейской стороне между Петровской площадью, набережной Большой Невы и каналами Крюковым и Адмиралтейским.

Место, пожалованное Кадетскому Корпусу, занимало тогда, как и теперь, все пространство между Большою Невою, зданием Двенадцати Коллегий, Малою Невою и каналом, бывшим между 1-ю и Кадетской линией, исключая небольшой участок земли, где ныне построены частные дома между Малой Невою и Загибениным переулком. Окружность оного имела до двух с половиной верст.

Каменное строение простиралось только по набережной Большой Невы, и до сего времени почти не изменило своего наружного вида. Внутри находилось несколько каменных флигелей, в том числе нынешняя Евангелическая церковь, и несколько отдельных деревянных cтроений, в которых в одном помещалась Греко-Российская церковь во имя Воскресения Христова. Все остальное место, вплоть до переулка и Малой Невы занимал сад.

Дом, отданный под Кадетский корпус, находился в совершенном запустении. Почти все комнаты были обращены в кладовые, принадлежавшие разным Чиновникам Коллегии Иностранных Дел, и очищение оных производилось с такою медленностью, что совершенное принятие дома в Корпусное ведомство, начатое в Декабре 1731 года, окончилось не прежде Октября 1732. В течение сего временя пожалована Корпусу, для содержания экономии, состоящая в С.-Петербургской губернии Восковицкая мыза с приписными к оной 713 душами обоего пола.

По определении таким образом числа кадет и прочих чинов, учебных предметов, содержания и места для помещения Корпуса, чрез день по подписании Регламента (20 Ноября 1731) обнародован указ о приглашении Дворянских детей записываться в Кадетский корпус: В Москве - у Дежурного Генерал-Адъютантa, в Санкт-Петербурге - у графа Миниха, в Лифляндии и Эстляндии - у Губернаторов. При сем случае Императрица назначила Сама в кадеты 12 Пажей незадолго пред тем скончавшихся Царицы Евдокии Фёдоровны и Царевны Параскевии Иоанновны. 4-го Декабря того же года последовал вторичный указ о приглашении в кадеты, с подробным изложением выгод, какие предоставлялись Дворянству учреждением Корпуса

Благодетельный призыв Монархини был услышан с радостью, и Дворянство поспешило оным воспользоваться. Сенатор Новосильцов первый представил, своего сына к определению в кадеты. Примеру его последовали многие, и в течение одного месяца список записавшихся у Корпус заключал в себе самые почетные фамилии.

Из Русских: Милославский, Васильчиковы, Вельяминовы, Протасовы, Колычев, Левашев, Бобрищевы-Пушкины, Бахметьев; Князья: Репнины, Долгорукие, Прозоровские, Волконские, Черкасские, Голицыны; Графы: Скавронские, Ефимовские, Гендриковы, Шереметев.

Из Лифляндцев и Эстляндцев: Фелькерзам, Эссен, Пален, Розен, Корф, Берх, Гельфрейх, Гельвиг, Глазенап, Буксгевден, Удом, Медем, Икскуль, Альбедиль, Герсдорф и другие.

17-го Февраля 1732 года последовало открытие Корпуса. В сей день явились в оный первые 56 Кадет, которые и были помещены в приготовленных для них комнатах.

Между тем, как Начальство сего нового заведения занималось внутренним оного устройством, число записывавшихся в кадеты увеличивалось с каждым днем, до того, что в марте их состояло по списку 308 человек. Желая доставить всем им способы к образованию себя для военной службы, Граф Mиних исходатайствовал у Императрицы указ об увеличении числа кадет до 360 человек. По штату 12-го Мая того же 1732 года, Корпус разделен на 3 роты, каждая в 120 человек. В соразмерности с сим умножено число чиновников и служителей, и на содержание, Корпуса положено 63 403 руб. 12½ копеек. 14-го Июня последовало открытие Рыцарской Академии: так назывались Кадетские классы. До того дня по неимению учителей, кадет занимали экзерцицией. Время их было распределено следующим образом: в 4¾ часа, с пробитием зари, они вставали; в 5½ молились и завтракали, в 6-ть уходили в классы, и оставались там до 10-ти; с 10-ти до 12-ти занимались экзерцицией, в 12-ть обедали; в 2 отправлялись опять в классы, в 4 собирались вторично для экэерциции, продолжавшейся два часа; в 7½ ужинали; в 9-ть, с вечернею зарею, ложились спать.

Кадеты жили по шести и семи человек в одной комнате, и имели позволение, держать при себе, сверх казенной прислуги своих крепостных или наемных слуг. Одежду их составляли: темно-зеленый суконный кафтан с красным подбоем и золотым по борту позументом, лосиного цвета суконный камзол и такое же нижнее платье. Гренадеры носили шапки, Мушкетеры шляпы. Упражнявшиеся в верховой езде надевали во время оной, сверх кафтанов, суконные лосиного цвета супервесты (наподобие кирас) с черными суконными же орлами. В воскресные и праздничные дни, кадеты ходили с парадом в церковь...





Проезжая мимо Ламбета, он бросил государственную печать в реку, откуда она, по прошествии многих месяцев, случайно была вытащена рыбачьим неводом.
Наследник трона Габсбургов, который стоил Генриху так много времени и денег, попался ему в руки.
Правительство Англии приняло решение всячески тормозить продвижение России на Восток.
Экспедиция в Темзу была проведена с блестящим успехом, все английские корабли, арсеналы и запасы были уничтожены.
Как только стена была пробита, вся оборона рухнула.
«Нет птицы более красочной», – писал Эразм Роттердамский о ландскнехтах.
Лишь тучный Шуази задержал свой отряд, заткнув могучим телом канализационный сток.
Сжимая руками морду собаки, Фридрих Великий в первый раз в жизни испытал, что значит страх!
Праздные войска истребляли более картофеля, нежели неприятеля
Мальбрук в поход поехал! Ах, будет ли назад?



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"