Сегодня и вчера
Обмундирование учащихся Первого штурманского полуэкипажа (слева) и Строительного училища (справа)
Милитария «Обмундирование учащихся Первого штурманского полуэкипажа (слева) и Строительного училища (справа)» Автор:
неизвестен.


Размер:
26 x 18,5 см
Техника:
Цветная литография
Время создания:
около 1830 г.
Местонахождение:
Национальная библиотека Франции, Париж
Источник:
Смотреть полностью
Примечание:
Штурманский полуэкипаж - учебное заведение российского военно-морского флота, созданное в 1827 г. До этого подготовкой штурманов занималась с 1752 г. Штурманская рота, а в 1798 г. открыты штурманские училища в Кронштадте и в Николаеве. В 1826 г. Кронштадтское училище преобразовано в Штурманскую роту, а в 1827 г. - в 1-й Штурманский полуэкипаж со штатом 450 человек и 9-летним курсом. Изучались русский, немецкий и английский языки, арифметика, алгебра, история, география, лонгиметрия, планиметрия, стереометрия, тригонометрия, навигация, геодезия, картография, эволюции, астрономия, механика, теория кораблестроения, черчение, рисование и Закон Божий.
Читать примечание полностью...

Повествования о продолжительном походе, напоминающем ему счастливую свободу по его неправильному понятию об оной





Зеленой А. И. Исторический очерк Штурманского училища 1798-1871. — Кронштадт, 1872.— 181 с.

Записка, поданная Командиром Первого Штурманского Полуэкипажа Генерал Гидрографу. 14 января, 1830 года.

Для лучшего образования нравственности и знаний воспитанников порученного мне Полуэкипажа, продолжительный откомандировки я нахожу слишком устраняющими их от настоящей цели им назначаемой. Быв уверенным в строгой дисциплине, сохраняемой на судах нашего Военного Флота, но она заключается в предмете воинского порядка, между уже людьми взрослыми, и по обширным занятиям Командира судна, единственного блюстителя устройства всех вверенных ему частей, не может простираться до точного назидания юношеской нравственности.

Вашему Высокопревосходительству известно положение кадет учеников на военных судах. Получая одинаковую порцию с нижними чи¬нами, они довольствуются пищею из братского котла, по множеству лю¬дей составляющих экипаж судна, они жительство свое имеют по боль¬шой части между матросами, следственно сотоварищество их окружаю¬щее, дает ли благородное направление их мыслям и занятиям? Я не смею просить об улучшении их жизни на судах, зная что не пища, не пространное житье, ведет человека к истинным достоинствам, и слишком верю, что нужда есть добрая подруга службы.

Гг. Офицеры Корпуса Флотских Штурманов, находящиеся на каждом судне, и Офицеры Полуэкипажа на эскадре, имея собственно свои обязанности по их чинам, могут ли иметь тот строгий, можно ска¬зать, монастырский надзор за поступками кадет, который сохраняется в Полуэкипаже, делается по определенному масштабу. И сии то меры, как я полагаю, долженствующие сохраняться в каждом заведении, воспитывающем юношество, не должны ли показаться возвратившемуся в Полуэкипаж после продолжительная отсутствия, слишком строгими и даже ненужными, и мысль сия, вкоренившаяся в два или три года, при некоторой свободе произвольных действий его жизни, не может ли быть дурным следствием и для будущей его службы,— и, что опаснее еще, для его юных товарищей, остававшихся в Корпусе, с жадностью слушающих повествования о продолжительном походе, напоминающем ему счастливую свободу по его неправильному понятию об оной, что состав¬ляет самый гибельный вред нравственности молодого человека.

Самыя познания, составляющия также главный предмет их воспитания, смею заключить, что в продолжительном отсутствии больше забываются, чем совершенствуются; и самыя понятия укореняемые практикою не боль¬ше ли приобретутся в коротких плаваниях в нашем море. В продолжительных кампаниях, сколь мне известно, части эскадры пребывают на якоре по нескольку месяцев, и в сие время кадет не узнает ни¬чего более, как поверение полдня, октаном или компасом и ведением без всяких примечаний журнала.

Изложив причины в рапорте моем о существенной пользе от возвращения в Полуэкипаж всех кадет, сим мнением моим, если оное утвердится высшим установлением, надеюсь достигнуть к цели усовер¬шенствования, как в знаниях так и в поведения выпускаемых к настоящей должности; чем только могут оправдаться, попечения и издержки Правительства при воспитании кадет, на добрую службу Государю и отечеству.

Я едва упомяну уже о неудобствах обмундирования кадет в отсутствии, это есть моя должность и следственно не есть бремя для меня; но должна ли она озабочивать Начальника эскадры, имеющего и без того великие занятия.

Будучи руководим единственно одним усердием, к лучшему образо¬ванию Штурманов для флота, я представляю сие на рассмотрение Вашего Высокопревосходительства, и с сим вместе предложить способы, к вве¬дению почти ничего не значащей новизны во флоте.

На отправляющихся судах в дальний вояж и не могущих возвратиться на зиму в Российские порта, прибавлять число кондукторов, сооб¬ражаясь с надобностью в оных; а на судах возвращающихся в порта откуда возможно доставить кадет в Полуэкипаж, назначать за кондукторов из первоклассных кадет; содержание первых на судах для казны не будет нисколько дороже кадетского унтер-офицера; и самое жалованье кондукторов, увеличиваемое несколько заграницею, составят ли значительный счет Правительству при высоких его намерениях. На¬деясь сими средствами, скорее споспешествовать установленной его цели, приводить все к лучшему по всем частям.







Из бумаг княгини Е.Р. Дашковой по управлению Академией наук
Умолкаю в глубочайшем уничижении, Вашего Императорского Величества верноподданнейший раб Иммануил Кант.
Занятия должны отвечать времени года и иметь серьезный характер
Составитель Лаврентьевского сборника имел под руками источники, неизвестные составителю Ипатьевской летописи
Он прибыл в 1782 г. в Петербург, где на следующий год назначен учителем семилетнего тогда Великого Князя Александра Павловича
Права русского гражданина. Образцы жалоб и прошений.
К такому то сброду приходилось применять инструкцию по воспитательной части
Повествования о продолжительном походе, напоминающем ему счастливую свободу по его неправильному понятию об оной
Многие, мечтавшие о возможности проникнуть в этот день в храм, не могли получить желанного входного билета.
Господь подул, и они рассеялись



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.