Сегодня и вчера
Примечание:
См. «Петровский-Полтавский кадетский корпус» в библиотеке Руниверс:
• Леер, Генрих Антонович. Энциклопедия военных и морских наук. Том 4. • Военная энциклопедия (в 18 томах). Под ред. Новицкого В.Ф. Том 18. Аргамаков Александр Павлович. Проект учреждения полковых школ для детей офицерских и классных чинов как начало реформы режима кадетских корпусов. (К столетнему юбилею Суворова). — Витебск: Губернская типо-литография, 1900.— 28 с. Из лекции, прочитанной инспектором классов Полоцкого кадетского корпуса полковником Александром Павловичем Аргамаковым в Витебском офицерском собрании. В одних только действующих полках, пехотных и кавалерийских, насчитывается до 850 отдельных частей, содержащих в среднем по 25 семей, что составит до 8750 семей, имеющих нужду в воспитании детей. Если же к ним присоединить семьи чиновников и бедных дворян, то я не преувеличу, сказав, что при всяком полку или отдельной войсковой части необходимо учредить по одной элементарной школе новейшего типа. Организация и режим таких школ должны удовлетворять всем требованиям новейшей демуленовской школы: она должна находиться в загородной местности вблизи расположения войсковой части, под управлением опытного педагога и под влиянием и контролем живущих поблизости родителей. Ни время, ни место не позволяют мне распространяться о подробностях режима элементарной полковой школы для офицерских детей, а потому ограничусь указанием, что режим этих школ должен во всем отличаться от режима существующих интернатов: школа не должна ребенка отрывать от природы, занятия в ней во всем должны соответствовать силам детей, дисциплина не должна убивать воли, а отсутствие принудительных занятий и тщательный надзор изгонять ложь, обман, лень и безнравственность, царящие в современных вам интернатах. Занятия должны отвечать времени года и иметь серьезный характер. Экскурсии, прогулки, физические занятия и ремесла, выступая на первый план, вытеснять долбню и преобладание книжной методы обучения. Организация начальных школ позволит в будущем приступить к коренной реформе режима кадетских корпусов, требующих более суровой обстановки и дисциплины, чем это можно допустить теперь при смешении трех возрастов. Отделение элементарных классов и составит первый шаг на пути к реформе. В истории военно-учебных заведений мы встречаемся не раз с идеею учреждения школ и корпусов для малолетних детей, окончивших свое существование в начале 50-х годов; но заведения эти по типу и режиму мало чем отличались от кадетских корпусов. Возьмем для примера тульский Александровский кадетский корпус. Он состоял из приготовительных и двух первых классов. Из этих малюток сформирована была неоранжированная рота, которою командовал ротный командиру имевший в помощь нескольких дежурных офицеров, поступивших в корпус из армии без всякой подготовки в деле воспитания. При корпусе состоял инспектор классов и директор. Учителя были военные и гражданские, имевшие право преподавать в кадетских корпусах; Программа и режим мало чем отличались от режима соответствующих классов кадетских корпусов. Приемы воспитания и меры взыскания были те же, что и в кадетских корпусах: штраф, сокращение пищи и отпуска, карцер и телесное наказание процветали с пиньками, ударами по голове, дранием за уши, постановкою на колени в угол и прочими заморскими ухищрениями в борьбе с протестом угнетенной детской натуры. Поощрения за хорошее и наказание за дурное поведение и учение шли рука об руку. Девяти, одиннадцатилетние дети выслушивали 1 ½-часовые лекции; за успехи в занятиях лучших награждали, неуспешных казнили. Конечно, меры, принимаемые против неуспешных, зависели, главным образом, от личного воззрения начальника заведения. Чтобы судить об изобретательности и виртуозности начальников, думавших, что все дело заключалось во внешнем благополучии и хорошем учении, укажу на прием, практиковавшийся при одном начальнике-виртуозе. Каждую субботу, перед всенощной собирали роту в общий зал, где на паркетном полу мелом были написаны цифры в натуральном порядке от нуля вперед и назад: 5, 4, 3, 2, 1, 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6... Инспектор, в присутствии директора и всего воспитательного персонала корпуса, по списку вызывал учеников, получивших за недепю неудовлетворительные баллы. При названии удовлетворительной отметки ученик делал шаг вперед, а при неудовлетворительной — шаг назад и затем всякого, оказавшегося ниже нуля, подвергали наказанию, соответственно занимаемой им цифре, а последних по преимуществу телесному. Всякий представит себе ясно душевное состояние детей, подвергаемых психической и телесной пытке в ожидании своей участи и стремлении как-нибудь, под страхом особого наказания, шагнуть через номер при наступлении и остальные на том же месте при отступлении. Очевидно, что такие малолетние корпуса не отличались ничем от других корпусов и потому давали те же результаты. Не о таких учебных заведениях для малолетних я говорю и не о тех школах, которые существуют в настоящее время. Заведения эти не могут дать ничего нового, а напротив, убеждают часто даже во вреде их, потому что построены по типу существующих интернатов. Но историческая же справка, приходящая на память ко дню столетнего юбилея величайшего военного гения Суворова, предвидевшего уже тогда значение организации при полках школ для воспитания офицерских и солдатских детей, приводит к мысли увековечить память Суворова-педагога идеей учреждения при полках школ новейшего типа... К биографии А.П. Аргамакова Аргамаков Александр Павлович 1842 - 1931 Родился 23 марта 1842. Становится офицером с 1860. Образование: МАА 1862. Капитан с 1873, подполковник с 1878, полковник с 1882. С 1880 начальник Иркутской военно-фельдшерской школы, с 1884 инспектор классов Полоцкого кадетского корпуса. 1903 уволен в отставку с пр-вом в генерал-лейтенанты. Остался в СССР, до сер. 1920-х в РККА. Расстрелян 1931 в Одессе по делу «Весна» ( Дело «Весна» (также известно как «Гвардейское дело») — репрессии в отношении офицеров Красной Армии, служивших ранее в армии Российской империи, и гражданских лиц, в том числе бывших белых офицеров, организованные в 1930-31 годах органами ОГПУ). Инспектор классов Полоцкого кадетского корпуса полковник Александр Павлович Аргамаков отличался широтой интересов. Он был одним активных участников всероссийских и международных универсальных и специализированных выставок конца ХIХ — начала ХХ в. Благодаря его инициативе и энергии, на Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 г. Полоцкий кадетский корпус был представлен отдельной витриной [ РГИА, ф. 20, оп. 16, д. 124, л. 31-32 об.] См. также: Аргамаков А. Описание витрины Полоцкого Кадетского Корпуса, выставленной в ХУ отделе Всероссийской Нижегородской выставки 1896 года — Полоцк, 1896. — 4 с. Кроме того, А.П.Аргамаков прочитал на этой выставке публичные лекции «Открытия и изобретения в роли социальных факторов» и «Национальное развитие и международные сношения в качестве факторов культурной среды» См.: Аргамаков А. П. Две речи, приветствующие открытие Всероссийской выставки 1896 г. в Нижнем Новгороде. —Полоцк, 1896. — 28 с. Личное участие А.П.Аргамакова было отмечено дипломом II-го разряда «за внимательное и заботливое отношение к детям, выразившееся в научном исследовании вопроса об умственном утомлении и заведение санитарно-гигиенических улучшений» См.: Всероссийская промышленая и художественная выставка 1896 г. в Нижнем Новгороде. Список экспонатов, удостоенных похвальных наград. — СПб., 1897. С. 359 А.П.Аргамаков являлся автором ряда технических изобретений, которые широко демонстрировались на выставках и внедрялись в производство. В различных вариантах выпускались изобретенные им безопасные пневматические осветительные лампы с использованием в качестве горючего тяжелых масел и нефтяных остатков: от простой, со стеклянным резервуаром, «для деревни,» стоимостью 25 копеек, до сложной, с автоматической тягой, по 3 руб. См.: Указатель выставки предметов освещения и нефтяного производсва. 1887-1888. — СПб., 1888. С. 21. На парижской всемирной выставке 1900 г. А.П.Аргамаков представил аппарат для фильтрования и стерилизации воды озонированным кислородом, модель аппарата для очищения канализационных и фабричных вод и брошюру о применении токов Тесла для санитарных целей в учебных заведениях См.: Каталог Русского отдела на Всемирной Парижской выставке 1900 г. — СПб., б.г. С. 407-408. Петербургский завод Коллана наладил серийный выпуск биологических дезинфицирующих фильтров системы Аргамакова. Они демонстрировались на Международной строительно-художественной выставке в Петербурге в 1908 г. См.: Иллюстрированный альбом международной строительно-художественной выставки. — СПб., 1908. С. ХХХ-ХХХI. |
Где Михаил Федорович Романов с матерью инокинею Марфою нашел безопасное для себя убежище от преследований поляков в начале 1613 года?
Миропомазанный Царь с особенною точностью должен был соблюдать чистоту миропомазанных членов, не омывая их до осьмого дня
Скачки как служебное удовольствие
Митрополит Феогност, преемник Св. Петра, приказал запереть все псковские церкви до выдачи Псковичами укрывшегося у них врага князя Московского
Для пользы юношества, обучающегося Российской Географии и путешествующим в дорогах
«Нарочито смешные способы для предостерегания меду от медведей»
«Светлейший господин мой, почему ты убегаешь?»
Никто в этот день не был убит, случай небывалый в истории коронований польских монархов
Довольствие воздухоплавателей
Высочайшие Ее Императорского Величества милости, нечувствительно мой философской рассудок пленя, в неописанное порадование привели
|