Сегодня и вчера
Двери Тимура (Тамерлана).

Художник:
Верещагин Василий Васильевич
(1842-1904)
213 x 168 см
Холст, масло.
1872

Государственная Третьяковская галерея
Москва

Фрагмент.
Смотреть полностью.


Резьба и гравировка бесспорно были по душе трудолюбивым исламским мастерам.




Достоевский Милий. Старина и быт Средней Азии. М.,1917

Искусство Средней Азии обязательно нужно разсматривать с двух точек зрения: Персии и Китая. Сунская и Юаньская династии хронологически почти совпадают со временем Чингиз-хана и знаменитого Тимура. Отдельные детали персидско-исламского и китайского искусства мирно уживаются вместе.

Надпись витиеватым арабским почерком чередуется с изображениями дракона, килина и сфинкса. Эта смесь китайского и персидского влияний в деревянных работах Средней Азии нагляднейшим образом может быть изучена по образцам Ташкента, Самарканда и др.

Не только входные двери и кафедры, но и вся внутренняя деревянная облицовка исламской архитектуры невольно останавливаем на себе внимание далеко не одних специалистов. Если присмотреться ближе к мусульманской колонне, приходится вспомнить колонну древней Персии. Правда, колонна Средней Азии несколько отлична и характеризуется легкой формой с устойчивыми выступами. Вместе с тем среднеазиатская колонна обнаруживает несомненноѳ заимствование архитекторов-персиян от среднеазиатских зодчих и указывает на тот «переходный» стиль, который метко назван французами «стилем шатров». Беспрерывное кочевье создало особый тип колонны, одинаково удобной как при постройке мечетей так и в гражданской архитектуре.

Двери Туркестана давным-давно привлекали к себе внимание ученых. Простота рисунка и художественность его выполнения обнаруживают в исламских резчиках тонких знатоков стиля орнамента и деталей. На первый взгляд двери Туркестана показывают обширнейшее применение геометрического, в частности меандрового орнамента и ту мощь исламской стилизации, которая справедливо приводила в восторг знатоков искусства. Строгость стиля, необходимая в интересах согласованности с религией породила на первых же порах бесхитростное сплетение одних только деревянных конструкций. Тенденция к роскоши, захватившая мало по малу всю Среднюю Азию, усложнила и рисунок и самую работу деревянных изделий. Появляются первые попытки деревянных инкрустаций, попытки скромные, далеко, с нашей точки зрения, нехудожественные. Путь эволюции деревянных инкрустированных изделий очень длинен. Если в самом начале они выполняются небольшими бронзовыми гвоздиками и вставками, то в дальнейшем золото и серебро занимают в них далеко не последнее место. Не забудем, что бронза явилась издавна излюбленным материалом всех народностей ислама. Ведь Коран запрещает мусульманам в своих поделках употреблять золото и драгоценные металлы. Комбинированные инкрустации носят в науке названия «мосульских», от гор. Мосула на верхнем Тигре; не надо впрочем забывать, что большинство этих изделий ничего общего с Мосулом не имели.

Наряду с металлами часто употреблялись для инкрустирования перламутр и слоновая кость. Таковы, например, инкрустации дворца кокандского хана.

Резьба и гравировка бесспорно были по душе трудолюбивым исламским мастерам. Сосредоточить в одно пестрый, играющий всеми цветами радуги рисунок и сталактитовую нишу можно было лишь при помощи мягких переходов металлической инкрустации. Меандры, арабески и стилизованная восточная флора — вот те мотивы, которые одушевляли бесхитростных туземных мастѳров, одинаково равнодушных в передаче как своих, так и пришлых заимствований.

Передача отдельных элементов флоры явилась вторым мощным этапом в истории резных деревянных изделий Средней Азии. Мечети дальше этого не пошли. Тенденция корана, запрещая изображать все созданное по образу и подобию Божьему, определила, характер вообще всех мечетных украшений. Казалось бы, что последователям традиций корана волей-неволей пришлось бы сначала замкнуться в очень тесные рамки, а затем и совершенно отмежеваться от области чистого искусства. К счастью на помощь пришла необузданная фантастика восточных народов, позволившая сразу, широким размером двинуть искусство по пути дальнейшего развития. До нас не дошло, к сожалению, ни одного образчика деревянной резьбы эпохи тимуридов, но и по имеющимся в нашем распоряжении материалам более поздних периодов мы в состоянии наглядно себе представить всю обаятельную прелесть деревянной скульптуры минувших времен.

Арабески и бесконечная нюансировка пальметок, мелочи растительного царства — вот канва, вот та благодарная нива, на которую упали семена таланта фанатичных исламских резчиков.

В мотивах гражданской архитектуры открывалась бесспорно большая свобода. Как опытные художники, исламские мастера отлично понимали, что одной стилизациѳй флоры и слепым подчинением требованиям корана невозможно использовать всю полноту понимания окружающей природы. И вот главнейшим фактором искусства выдвигается передача восточной фауны, правда далеко неполной в исламской интерпретации. Если тигр, лев и некоторые птицы были знакомы скульпторам востока, то товарообмен между Персией и Китаем помог ввести очень удачную стилизацию аиста, дракона, феникса и др. мифических, чисто китайских животных.

Этот ансамбль как нельзя лучше сумел оттенить и восполнить те пробелы которые, как мы увидим далее, должны были неизбежно появиться в процессе керамической облицовки. Счастливое сочетание простых исламских узоров с незатейливой, порою грубой, решеткой полуциркульной арки входа, сделало из деревянной скульптуры один из очень примечательных мотивов восточного зодчества. Даже комбинации простых гвоздей на продолговатых жестяных полосках и те имели своею прямою целью служить украшением и помогать оттенять рисунок контраста от воплощении сознательной мысли. В таких случаях немного повыше самой двери исламский архитектор устраивал небольшое окно, затянутое характерным испано-мавританским рисунком. Создавая подобную декорацию зодчий имел ввиду одну главную цель: дать как можно больше света внутреннему темному пространству. Однако он не был в состоянии сразу отрешиться от веками навеянных традиций и, создавая свои шедевры, преследовал не только задачи удобства, но и красоты…





Получив от царя «жаловальную грамоту» (каперское свидетельство), Карстен Роде начал действия против польской торговли
Ежедневная пресса аккуратно отмечает и до сих пор факты недружелюбия к нам, русским, со стороны финляндцев.
Нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно
Бомбардир Петр Алексеевич (сам Государь), с несколькими матросами, взял в плен Стрелецкого полковника Сергеева
Россия николаевских времен, придавившая Польшу после восстания 1831 года, рисовалась галичанам как идеальное царство справедливости и порядка
Мы на берегу Рейна, и Европа освобождена.
Государь приказал поставить на платформу свой экипаж, сел в него и проехал из Царского в Павловск
У нас Рождество, в Москве Рождество; у нас Богоявление, в Москве Богоявление; у нас Христос воскрес, в Москве Христос воскрес.
Рождество Христово
С ним кончилось мужское поколение дома Романовых, царствовавшего 118 лет



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"