Сегодня и вчера
Литературное чтение

Художник:
Маковский Владимир Егорович
(1846 – 1920)
55,7 x 81,2 см
Холст, масло
1866.

Государственная Третьяковская галерея
Москва
Фрагмент.
Смотреть полностью.


Коль скоро возникла в известной досужей группе известная сумма идей, то вот и получилось то, что называется интеллигенцией общества




Стронин Александр Иванович. Политика как наука. СПб., 1872

Знание начинается от богатства как богатство oт силы... Так это было на деле, так это и должно быть, ибо иначе быть не может. Нет ни одного примера в истории, чтобы тот или другой народ, при бедности, достиг цивилизации, при отсутствии экономического производства ознаменовал бы себя политическим творчеством. Напротив, цивилизация всегда имела. тем больше точек отправления, чем чаще и обширнее были торговые сношения; а эти последние не могли бы иметь места без мануфактуры и без земледелия. Наблюдение это подтверждается наблюдением и всех прочих общественных групп, кроме народных. Так из числа сословий в каждом народе непременно образованнее то, которое богаче, а не которое беднее. Правда, чем к меньшим группам мы станем переходить, тем исключения из этого эмпирического обобщения будут встречаться все чаще и чаще. Но это есть непременное условие всех возможных научных обобщений; они все бывают тем безусловнее, чем от большего количества фактов отвлечены. И наоборот, все они тем более шатки, чем меньшего количества данных касаются, потому что в таких случаях множество второстепенных причин дают чувствовать себя сильнее, и то там, то сям видоизменяют действие главной. Тем не менее, однакож, не смотря и на исключения; обобщение все-таки остается верным; оно остается верным и относительно корпораций того или другого сословия, и относительно семейств, составляющих ту или иную корпорацию, и даже относительно уединенных личностей. Противоположность богатства и бедности есть все-таки вместе с тем и противоположность цивилизации и невежества. Все это иначе и быть не может. Мышление, деятельность созерцательная совершенно невозможны при поглощении движением, жизнью практическою, и непременно нуждаются в досуге, в свободе от ежедневных забот; а досуг, свобода невозможны без некоторой степени богатства, т. е. без удовлетворена более настойчивых и более насущных потребностей чем умозрение, Без этого удовлетворения нет и не может быть никакого побуждения к мышлению. Это потребность высшая, которая не может пробудиться, пока не успокоены низшие. По этой-то причине, вышеизложенное обобщение из эмпирического становится также и рациональным.

Коль скоро же такой пункт отправления осуществился, коль скоро жизнь созерцательная могла возникнуть, коль скоро возникла в известной досужей группе известная сумма идей, то вот и получилось то, что называется интеллигенцией общества. В самом обширном смысле под этим словом можно разуметь, и обыкновенно разумеется, вся масса людей мыслящих, т.е. не исключая ни жрецов религии, философии и науки, ни жрецов искусства.. Отсюда возможность подразделения интеллигенции на три: теоретическую, эстетическую и практическую. Независимость одной от другой между ними невозможна, но всегда возможна отдельность. Невозможно быть художником, не обладая никакою интеллигентностью научною и политическою, или политиком, не обладая нисколько научною и эстетическою интеллигентностью; тем не менее, однакож, возможно сосредоточиться в какой-нибудь из трех, возможно завлечься научною до того, что политическая интеллигентность будет постороннею, и наоборот, можно проникнуться интересами политики до забвения интересов и науки, и художества. Чаще всего и пуще всего такое разобщение с другими интеллигенциями происходить у жрецов, философов, ученых и художников; реже всего и меньше всего возможно такое разобщение для политиков, как интеллигенции сложной, а не элементарной, каковы две остальные. Что касается политики как науки, то ближайшим предметом ее исследования должна быть только последняя из трех интеллигенций, т. е. практическая. В таком смысле понимаемая, интеллигенция есть тот орган или аппарата органов, которым каждое данное общество соединяется со всеми другими обществами,, т. е., с своею политическою средою. Если теоретическая интеллигенция связывает нас с природою (как объективной так и субективной), воспринимая все ее впечатления и рефликтируя их в виде веры, знания, науки; если эстети-ческая интеллигенция принимает на себя все впечатления взаимодействия между природой и обществом , и отражает их в виде искусства; то интеллигенция практическая берет на себя все впечатления общественные, и рефлектирует их в виде политики. Интеллигенция эта не только воспринимает на себя все впечатления общественной среды (как психологическое восприятие), но также и хранит их (как память), не только хранит, но и перерабатывает (как фантазия), не только перерабатывает, но и комбинирует (как рассудок), и всеми этими путями становится возбуждением к деятельности для всех других общественных органов. Во введении было сказано об интеллигенции, что это класс повсеместный в обществе; то же можно сказать и о практическом подразделении класса. И действительно, если оно сосредоточивается по преимуществу там же, где и богатство, то, во первых, вместе с богатством оно проникает и туда, где богатство является спорадическнм, а не сплошным, а во вторых, вместе с исключениями, о которых только что была речь, отчасти проникает даже и туда, где богатства почти вовсе нет. Благодаря этому большему или меньшему распространению практической интеллигенции по всему обществу, общество повсюду и одарено большею или меньшею чувствительностью и восприимчивостью к впечатлениям окружающего мира. Ей-то принадлежать все те общественные инстинкты и потом все те мнения общественные, которыми в конце концов управлялся и управляется до сих пор мир. Но и этим отделением практической интеллигенции от теоретической и эстетической не все еще исчерпывается в описании этого органа. Сама практическая интеллигенция составляет прибор, еще довольно сложный…





Дорого досталась нам эта победа у Егерсдорфа
Сухопутные моряки империи
«Куда вы, ребята, ведь неприятель там!»
Они бы не посмели!— говорили мы.
«Поправка дорог, одна из самых тягостных повинностей, не приносит почти никакой пользы и есть большею частью предлог к утеснению и взяткам». А.С. Пушкин
Мой нос очень добрая скотина.
Не пожалуете ли вашего ножа разрушить арбуз?
Кого будили декабристы?
Кто придумал напасть на Севастополь?
Довольствие воздухоплавателей



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.