Сегодня и вчера
На Руси (Душа народа)
Художник: Нестеров Михаил Васильевич (1862 - 1942) 206,4 x 483,5 см Холст, масло 1914-1916 Государственная Третьяковская Галерея, Москва Фрагмент. Смотреть полностью. «Познаниеведение соборного восточного просвещения по любомудрию славянофильства»
Таубе Михаил Фердинандович. Познаниеведение (гносеология) по Славянофильству. Петроград, 1912 Вся сила славянофильского любомудрия в понятии о соборном триединстве. Это потому, что славянофильское любомудрие вяжет всю совокупность познаваемого в одно целое, оно объединяет и духовные истины, и личные познания человека, и действительность существуюшего миробытия. Истина в своем внутреннем соборном строе, сама по себе, духовно триедина, в жизни земной единотроична и троична в проявлениях. Запад разработал вполне добросовестно эволюционный и филиоквистический дуализм. Русский ученый из стана западников привык думать, что наука вся принадлежит одному западу и что у нас она проявилась, как подражание, а сам по себе русский ум ничего или почти ничего нового не дал. Но даже при таком обидном о себе мнении русского ученого, все таки не все русские мыслители удовлетворяются западноевропейской цивилизацией; некоторые в ней видят лжепознание, которое своротило западноевропейскую цивилизацию на путь кривотолка и ложной ограниченности мысли. Цивилизация эта своей культурой толкает народы не к светлой истине неба, а в глубь темного холодного дна омута; она выразилась в пессимизме немецкой философии, в шекспировском трагизме преступной людской жизни, в пантеистическом настроении ведения сущего и существующая гетевского сатанинского соблазна, в декадентстве вкусов и .внешнем упадке достойной красоты и т. п. Запад бесспорно погружается в топь рационализма, в поток эволюционизма, в нирвану нигилизма, в волшебство спиритизма, в очарованный круг мистицизма, оккультизма и бездну остальных лукавых измов теософии и чернокнижия. Не то должно ожидать от русского восточного просвещения, которого один из лучших представителей был Хомяков, основатель славянофильства. Когда мы выясним достаточно подробно коренные черты философии славянофильства, тогда только представится возможным обсудить, чем славянофильское просвещение отличается от западноевропейской цивилизации и культуры; тогда только всплывет то несомненное просветительное достоинство, которым сияет наш восток; тогда только с достоверностью ясно будет всякому добросовестному искателю истины, почему свет истинной науки исходит от нашего восточного солнца, а не из мрачного заморского заката! Весь труд наш «Любомудрие по Славянофильству» разбиваем на три больших отдела: I. Познаниеведение по славянофильству — часть по преимуществу умопостигаемая; II. Жизнепонимание по славянофильству — часть по преимуществу жизненная; III. Мировоззрение по славянофильству — часть по преимуществу созерцательная, оценивающая. Нам представляется возможным ныне предложить вниманию читателей только первую часть. Она носит название «Познаниеведение соборного восточного просвещения по любомудрию славянофильства», и содержит в себе, кроме собственного изложения и раскрытия всей области ведения и ее сторон, еще и подготовительный определения: что есть славянофильство и философия. К сему прибавлен краткий основоположный очерк сторон природы и составности человека. Знаниеведение вообще служит основанием всякому философскому познанию. ибо, если наши познавательные приспособления и пути, и средства умения, знания и ведения неправильны, то вместе с тем неправильны будут и познавания мира, себя и жизни. Как без правильно натянутых струн не получишь правильного звукового согласия, так точно без правильно понятых сил познания не изведать верно жизни и бытия, и не установить правильного философского воззрения на невидимый и видимый мир. Нет у художников слова достаточно ярких и густых красок, чтобы вернее описать с полною правдивостью недовольство и тяготу современной жизни, к сожалению, на всем почти земном шаре, и это в веке наивысшей современной культуры, в веке наитончайшей цивилизации... Киреевский, первооснователь славянофильского любомудрия, обозревая злоучасть хваленого Запада, говорит: «Трудно понять, до чего может достигнуть Западная образованность (пресловутая цивилизация), если в народах не произойдешь какой-нибудь внутренней перемены. Эта возможная перемена, очевидно, будет заключаться только в перемене основных убеждений или, другими словами, в изменении духа и направлении философии, — ибо в ней теперь весь узел человеческого самосознания» И этой западной лжеобразованности подражает почти всякий русский ученый, мыслитель, передовой писатель и художник слова и красок... Но спрашивается, нет ли иных способов развития независимо от подражания всяким «заграницам»? Нет ли иной внутренней силы и потребности извнутри же, самостоятельно, самобытно и самочинно развить свои мысли? Такая творческая мощь в действительности существует в России и помимо Запада. Часть образованных людей середины прошлого века самоуглубилась и начала искать ведения в самой себе. «Испытующий ум обратился строже прежнего на весь быт наш и на все наше просвещение, отыскивая в них разнородные струи и оправдывая или осуждая явления быта и выражение мысли не только в отношении к ним самим, но еще и потому, — одобряем ли мы или отвергаем ту струю, которая в них пробивается. Так возникли два направления, к которым, более или менее, принадлежат все пишущие люди. Одно из этих направлений открыто признает за русским народом обязанность самобытного развитья и право самотрудного мышления; другое, в выражениях, более или менее, ясных, отстаивает обязанность постоянно-ученического отношения нашего к народам западной Европы и недавно высказалось ex cathedra с крайнею наивностью в определении, что учете есть ни более, ни менее как подражание» (Хомяков). Двойственность, на западе совершенно законная, принесла России много горя и мучений, и борьба подражателей против самобытчиков. можно с прискорбием сказать, привела к видимому торжеству первых, т. е. западников, и полному поражению вторых, восточников. А свет зари самобытчиков в средине 19-го века был ярок и блестящ. Плоды их борьбы, несмотря на видимые поражения, тем не менее значительны. Кто же эти самобытчики, дерзнувшие оповестить мир, что и в России есть особый уклад и строй просвещения, и что это просвещение значительно глубже, шире и выше подражательности наших ученых ученому отсталому в духовном Западу. То были так называемые славянофилы. Малый кружок высоко просвещенных и по-русски, и европейски образованных людей, без зова с чьей-либо стороны, под градом насмешек и преследования, положил основание великому мировому просветительному делу: рядом с западноевропейскою цивилизацией возрастил древо народного свято-русского преуспеяния. |
Одного только золота для стенной живописи употреблено 210100 листов ценою на 1720 червонцев
«...Надобно на карабле вырезать каруну, а Немцы которые корабль делают, резать той каруны не умеют»
О древнейших событиях этой громадной азиатской страны трудно рассказать много достоверного
Иоанн IV — Сулейману I: Мы обращаемся хорошо с твоими мусульманами, и так надеемся, что будешь милостив к нашим…
C самого дня обручения с кн. Долгоруковой Петр впал в такую задумчивость, что ничто более его не развлекало.
Да и что бы Пруссия хотела отвоевать у России?
Туда по дороге, а оттуда до дворца, стояли по обеим сторонам пешие киевские мещане и купцы с ружьями и знаками их обществ
Заслугами Всемилостивейшему Государю своему и Отечеству они блестящим образом определят меру признательности своей к знаменитому виновнику их воспитания
Пехота тотчас опять сомкнулась, и они все принуждены были погибать наижалостнейшим образом.
Царевич Алексей: «Я ослабел духом от преследования и потому, что меня хотели запоить до смерти»
|