Сегодня и вчера
Гимн пифагорейцев восходящему солнцу
Художник: Бронников, Фёдор Андреевич (1827 - 1902) 210 х 125 см Холст, масло 1869 Острогожский историко-художественный музей им. И. Н. Крамского г. Острогожск, Воронежская область, Россия Фрагмент. Смотреть полностью. «Пифагорейский образ жизни»
Маковельский Александр Осипович. Досократики. Часть третья (Пифагорейцы, Анаксагор и др.). Казань, 1919 Диоген Лаэрций сообщает, что древняя пифагорейская школа просуществовала девять или десять поколений. Годом основания пифагорейского союза можно считать 531 г. Конец же древней школы можно приурочить к смерти Ксенофила (вторая половина IV века). Таковы хронологические рамки деятельности древней пифагорейской школы; что же касается географических рамок, то главной ареной ее деятельности была Нижняя Италия. У Ямвлиха дается перечень всех членов пифагорейского союза, причем в этом списке пифагорейцы распределены по месту происхождения. Вначале все пифагорейцы жили и действовали в Италии, лишь с Филолая мы встречаем пифагорейцев вне Италии; Филолай переселился в Фивы в конце V века и только с этого времени появляются пифагорейцы в Элладе. Первоначально пифагорейский союз был по преимуществу религиозно-нравственным институтом, в котором научным занятиям было отведено почетное, но незначительное место. В V веке научное исследование становится главным интересом школы, и такое положение вещей сохраняется до половины IV века, когда научный пифагореизм как самостоятельное течение философской мысли, сходит со сцены; он сливается с платонизмом и перекочевывает в древнюю Академию. Этот момент и считают обыкновенно концом древней пифагорейской школы. Однако, пифагореизм, как религиозное явление (пифагорейские оргии и мистерии), не только не исчезает вместе с пифагорейской философией, но, напротив, распространяется еще сильнее, как об этом можно судить на основании фрагментов средней комедии. Эта стадия эволюции пифагореизма, поскольку она выдвигает на первый план примитивные религиозные обряды и суеверия, является возвращением к первоначальному пифагореизму, но существенно отличается от последнего тем, что обращается к народной массе, вербует своих адептов из социальных низов и в соответствии с этим радикально изменяет «пифагорейский образ жизни». Главным творцом этого перелома в развитии пифагореизма был Диодор Аспендский, живший в начале IV века. Он впервые ввел образ жизни, позднее названный «циническим». Раньше пифагорейцы весьма заботились о чистоте тела и одежды и, следуя общему обычаю, стригли волосы и бороду. Диоген Аспендский ходил всегда грязный, босой, не стриг волос, носил длинную бороду и выделялся особым одеянием, которое состояло из грубого плаща (трибона), посоха и сумы. Таким образом циническая внешность и циническое одеяние впервые появились в одной из сект пифaropeйской школы и своим возникновением обязаны Диодору Аспендскому, который ввел их par affectation. Отсюда они были заимствованы последователями Антисфена. В конце IV века поэты средней комедии осмеивали нечистоплотность и неопрятность пифагорейцев и их воздержание от мяса и вина. Пифагорейские мисты встречаются до самого конца языческой древности. В начале первого века до Р. Хр. происходит возрождение пифагорейской философии, возникает так называемый неопифагореизм. С другой стороны, многие идеи, выработанный древней пифагорейской школой, были усвоены Академией, от которой перешли к Стое и к христианской церкви. Такова была судьба духовного наследства, оставленного древним пифагореизмом. Группе говорит, что было бы ошибкой смотреть на пифагорейские учения, как на части единой системы; пифагорейский союз преследовал практическую цель, в теоретической же области каждая выдающаяся личность школы прокладывала свой собственный путь и в школе существовали различный философские учения; то, что нам кажется противоречием в пифагорейском учении, на самом деле принадлежит различным кругам идей, который пытаться свести в единое целое было бы напрасным трудом. Против этого мнения мы можем возразить ссылкой на Аристотеля, который всегда говорит о «пифагорейцах», а не об отдельных философах пифагорейской школы; равным образом мы должны отметить общность научных занятий в пифагорейской школе и указать, что при двухвековом существовании древней пифаго-рейской школы ее учения не могли оставаться чем-то единым застывшим целым, но должны были развиваться и изменяться, если только на самом деле в школе культивировался дух научного исследования. |
Неприятель возвратился назад, будучи совершенно опровергнут в своем ожидании.
О торговле в Бухарии русским хищническим золотом. Тайная миссия полковника Бутенева.
Иерархи Православной Восточной Церкви единогласно положили благословить Русского Великого Князя Иоанна Васильевича на Царство, утвердив его особенною грамотою
Отписка из Сургута в Кетский острог, что они получили из Москвы грамоту о приведении всех жителей к присяге на верность боярам. 1610 г. 10 декабря.
Обедали в Перекопе, где на воротах подписано: «Предпослала страх и привнесла мир»
Очередность строительства новых городов и частей будущей Белгородской черты находилась в полном соответствии с направлением татарских нападений
Войскам приходилось преодолевать не только отчаянное мужество противника, но и побороть преграды грандиозных гор и девственно-диких лесов
Турки были принуждены к сдаче не столько сухопутною осадою, сколько действиями Флота
Проба турок найти слабое место для овладения цитаделью была их первой неудачей и, вместе с тем, высказала их самонадеянность
Гусарская форма не что иное, как венгерский народный костюм.
|