Сегодня и вчера
Польша, год 1863. Художник: Ян Матейко 1838 –1893 156 × 232 см Холст, масло 1879 Музей Чарторыйских (художественное собрание в составе Национального музея в Кракове) Польша Фрагмент. Смотреть полностью. Картина аллегорически представляет последствия подавления Январского восстания. Толпа пленников готовится к отправке в Сибирь. Русские солдаты и офицеры наблюдают за тем, как кузнец заковывает в кандалы женщину в траурном платье, символизирующую Польшу. Белокурая женщина, чья участь будет решена следом, олицетворяет Литву.
Мятежники были в смятении
Колянковский В. Материалы для истории 107-го пехотного Троицкого полка. Вильна,1875 К
21 Апреля, крестьяне донесли, что в окрестностях г. Себежа появилась шайка мятежников, но численность ее не была известна. Полковник Пашенный расчитывая, что шайка ни как не превосходит своею численно-стью 100 человек, тотчас же командировал 16 роту, предписав ротному командиру, по-ручику Протопопову непременно разбить эту шайку. Для ускорения движения, рота отправилась к месту назначения на подводах; но на стан-ции г. Режицы поручик Протопопов не нашел подвод: телеграмма поданная командиром полка в 11 часов 20минут, о заготовлении подвод, была получена в городе Режице только в 3 часа 30 минуть, вследствие чего их не успели приготовить, и рота должна была отправиться пешком до г. Люцина. Та же история случилась и на станции Пайсуи, где поручик Протопопов просидел 6 часов в ожидании подвод. По причине этих замедлении 16 рота прибыла в г. Себеж только на следующий день 22 числа. Здесь к ней присоединились: артиллерийская команда, инвалидная и 5 казаков; таким образом под командой поручика Протопопова составился отряд в 170 человек. Сего же числа, в 7 часов вечера, наши отправились преследовать шайку, которая по донесению крестьян расположилась в лесу, по дороге к мызе Орловичи.
Группа польских повстанцев – косинеров.
Фотография неизвестного автора. Технология «мокрый коллоид».1863 г. Прибыв на означенное место, поручик Протопопов не нашел уже шайки, она по видимому двинулась дальше, по направлению к корчме Черепетицы. Место, бывшее под биваком мятежников, было покрыто потухшими кострами и истоптано лошадьми. По этим признакам поручик Протопопов заключил, что шайка должна быть многочисленнее его отряда и имеет значительный конный отряд, что и подтвердилось донесением крестьян: шайка состояла из 160 человек пеших и 50 конных. Перевес этот противника над нашим отрядом ни сколько не поколебал решимости поручика Протопопова; он тотчас же направился по следам мятежников по направлению к Черепетице и, пройдя всю ночь под дождем, большей частью лесом, 60 верст, при чем был сделан только один часовой привал, наш отряд настиг мятежников в чаще леса Дриссинского уезда (между Дриссою и Себежем). Мятежники по видимому не рассчитывали, чтоб отряд мог пройти ночью и при том под сильным дождем такое значительное пространство, отделявшее их от Русских и потому не приняли никаких предосторожностей.' Они расположились на небольшой поляне, где разложили костры и сушили свое промокшее платье, так что многие были в одних рубахах; они по видимому готовились к обеду. Поручик Протопопов, пользуясь таким удобным случаем, тотчас же рассыпал цепь. Только теперь заметили мятежники наш отряд; в смятении они бросились к оружью и открыли по цепи огонь. Начальник цепи, Прапорщик Бракгаузен 1-й, не останавливаясь для перестрелки, продолжал наступление; приблизившись к опушке цепь открыла огонь. Но вот раздалась команда, барабан ударил бой к атаке — и наши, с двух сторон, бегом кинулись в штыки,— с криком «ура!» ворвались на поляну. Трескотня ружейного огня со стороны противника в тот же миг замолкла; не ожидая такой стремительной атаки, мятежники обратились в бегство. 21 человек легло на месте, 4 взято в плен и много погибло в топких болотах;—все имущество их досталось в наши руки (обоз из 60 пароконных фур). У нас же убит рядовой 16 роты Егор Мойсеев и ранен 14 роты рядовой Дмитрий Герасимов. Поручик Протопопов велел ударить отбой. Продолжать преследовании бегущего неприятеля по непроходимой чаще леса, по топким болотам и незнакомой местности, нам не представлялось возможности: во первых потому, что люди были крайне утомлены, сделав слишком 60 верст по лесистым болотам и под дождем, не престававшим лить всю ночь; во вторых потому еще, что цель—разбитие шайки была достигнута: мятежники, успевшие бежать, были в одних рубахах и рассыпались в разные стороны, а потому легко могли быть переловлены даже крестьянами.
Лагерь русской армии на улицах Варшавы.
Фотография 1861года. |
Восемнадцать часов тянулся отчаянный, кровопролитный бой за Малоярославец, во время которого город восемь раз переродил из рук в руки...
Золотое сердце билось в их могучей груди, руки были железные!
Он не только собирал рослых рекрутов, но и покупал их за огромные деньги, выпрашивал в виде живых подарков, и даже пытался «выводить великанов»
Ежели мы только когда повелим флоту нашему в море идти, то тогда через сие Вашего Королевского Величества запрещение себя воздерживать не допустим.
«Если Бог позволит нам проиграть еще одно такое сражение, Ваше Величество может быть уверен, что все наши противники будут уничтожены».
При виде мертвого короля Мегре, человек редкой невозмутимости, вымолвил только: «Пьеса сыграна, пошли ужинать»
Австрийцы следовали голосу национальной ненависти и жажде грабежа, поэтому Тотлебену пришлось ввести еще больше русских войск в город и велеть стрелять по австрийцам.
Я хочу объяснить причину, заставившую короля устроить место свидания так, чтобы нельзя было переходить с одной стороны моста на другую,— вдруг это в будущем кому-нибудь понадобится в подобной же ситуации.
Брали с собой в дорогу замороженные щи, а на станциях, где кормили лошадей или ночевали, обрубали часть замороженной массы и разогревали в крестьянской печи.
Очевидно, что суд — один из основных элементов государственной власти — рассматривался тогда, как источник, дохода в виде временной или даже постоянной аренды
|