Историческая иллюстрация
Русская историческая живопись. . «К преподобному».
Автор: Виноградов Сергей Арсеньевич.
(1870 – 1938)
47 x 66 см.
Холст, масло.
1910.
Госудаpственный Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник.
Иван Шмелев. Под Троицей // Шмелев И.С. Избранные сочинения: в 2-х тт. Т.2 Рассказы. Богомолье. Лето Господне. М.: Литература, 1999 …Присядем - и слушаем, как тихо, пчелки только жужжат-жужжат. Шишечка упадет, кукушка покукует - послушает. И вот будто далёко...- звон?.. - Благовестят, никак... слыхал?..- прислушивается Горкин и крестится.- А ведь это у Троицы, к «Достойно» звонят... горкой-то приглушает?.. У Троицы. Самый ее звон, хороший такой, важный... Нет, только кукушку слышно, голосок ей дождем обмыло,- такая гулкая. А будто и звон?.. За горкой сейчас откроется. Федя уже на горке, крестится...- Троицу увидал? Я взбегаю и вижу...- Троица?.. Блеск, голубое небо - и в этом блеске, в голубизне, высокая розовая колокольня с сияющей золотой верхушкой! Верхушка дрожит от блеска, словно там льется золото. Дальше - боры темнеют. Ровный, сонный как будто, звон. Я слышу за собой тяжелое дыханье, вздохи. Горкин, без картуза, торопливо взбирается, весь мокрый, падает на колени, шепчет: - Тро-ица... ма-тушка... до-шли... сподобил Господь... Потирает у сердца, крестится, с дрожью вжимая пальцы. Я спрашиваю его, где Троица? Его голова трясется, блестит от поту; надавка от картуза на лбу кажется темной ниткой. - Крестись, голубок...- говорит он устало, слабо,- вон Троица-то наша... Я крещусь на розовую колокольню, на блистающую верхушку с крестиком, маленьким, как на мне, на вспыхивающие пониже искры. Я вижу синие куполки, розовые стены, зеленые колпачки башенок, домики, сады... Дальше - боры темнеют. Все вздыхают и ахают - Господи, красота какая! Все поминают Троицу. А я не вижу, где Троица. Эта колокольня - Троица? блистающая ее верхушка? Я спрашиваю - да где же Троица?! Горкин не слышит, крестится. Антипушка говорит: - Да вон она, вся тут и есть Троица! Я тяну Горкина за рукав. Он утирает слезы, прихватывает меня, радуется, плачет и говорит-шепчет: - Дошли мы с тобой до Троицы, соколик... довел Господь. Троица... вон она... вся тут и Троица, округ колокольни-то, за стенами... владение большое, самая Лавра-Троица. Во-он, гляди... от колокольни-то в левой руке-то будет, одна главка золотенька... самая Троица тут Живоначальная наша... соборик самый, мощи там Преподобного Сергия Радонежского, его соборик. А поправей колокольни, повыше-то соборика, главки сини... это собор Успенья. А это - посад, домики-то под Лаврой... Сергиев посад зовется. А звон-то, звон-то какой, косатик... покойный, ва-жный... Ах, красота Господня!.. Я слышу ровный, сонный как будто, звон. |
Иконописное дело наше находится в самом крайнем упадке, и им занимаются невежды, которые пишут на иконных досках неведомо что и неведомо как
Дошли мы с тобой до Троицы, соколик... довел Господь. Троица... вон она... вся тут и Троица…
В шести насадах и со множеством лодок поехали посадники и бояре и встретили Софию
Причины чрезмерного накопления недоимок заключаются, прежде всего, в несоответствии окладов с доходностью крестьянского надела
В СПб. из 1000 женщин, разрешающихся, в каждый данный год, первым ребенком, 437, т. е. более 2/5, родят вне брака.
Как ни эпичен кажется этот образ героини, но он не совсем лишен исторической действительности.
Есть много примеров, что крестьяне сообща, целыми деревнями, арендуют помещичьи имения, в которых хозяйство было вовсе запущено, постройки и скот уничтожены
Совсюду слышно, как тукают в лед ломами, словно вперегонки; в сверканьи отбрызгивают льдышки
Идеализаторы народа умолкают, чувствуя, что нет аудитории, сочувствие которой поддерживало бы их повышенное настроение
Его охоты помещались на потешных дворах, в подмосковных селах Коломенском и Семеновском, где содержалось более 3000 разных ловчих птиц
|