Исторические темы
Период:

I. Карматы





Карматы, приверженцы одной из ветвей шиитской секты исмаилитов. Утвердились в IX в. в Южном Ираке и Сирии, позже в Бахрейне. Неоднократно поднимали восстания против Аббасидов, целью которых было утверждение социального идеала карматов на захваченных ими землях. В конце IX в. карматы создали государство в Бахрейне со столицей в ал-Ахсе, где попытались воплотить идеи социального равенства и справедливости, общинной жизни, основанной на труде рабов. В 929/930 г. совершили нападение на Мекку, сопровождавшееся грабежом и насильственным угоном людей в рабство; похитили из Каабы «черный камень», вернув его только 20 лет спустя по требованию фатимидского халифа ал-Мансура (946-953). Социальные идеалы карматов нашли сочувствие в народной среде, однако их религиозные верования не разделялись основной массой мусульман. Восстания карматов были жестоко подавлены. Не способность оказать сопротивление Газневидам и внутренние распри значительно ослабили их влияние, и в конце XI в. их государство прекратило свое существование.

Даты правления даны по европейскому календарю (слева) и по мусульманскому летоисчислению — хиджре (в скобках)

«Карматы ветви Абу Са’ида ал-Джаннаби. около 886-1078 (около 273-470). первоначально утвердились в регионе Сирийской пустыни и Ирака, затем в Восточной Аравии

886 (по др. сведениям 894) — 913 (273 / 281-301) ал-Хасан б. Бахрам ал-Джаннаби, Абу Са’ид

913-917 (301-305) Са’ид б. Аби Са’ид ал-Джаннаби, Абу-л-Касим

917-944 (305-332) Сулайман б. Аби Са’ид, Абу Тахир

944-962 (332-351) четыре сына Абу Са’ида ал-Хасана: Ахмад Абу Мансур; Са’ид Абу-л-Касим; ал-Фадл Абу-л-’Аббас; Йусуф Абу Йа’куб правили одновременно с Сабуром б. Аби Тахир Сулайманом

[не позже 962-972 (не позже 351-361) ал-Хасан б. Ахмад б. Аби Са’ид, Абу ’Али ал-А’сам (в Сирии); ум. в 977]

972-977 (361-366) Йусуф, Абу Йа’куб (ум. в 977)

977-1078 (366-470) совместное правление шести внуков Абу Са’ида ал-Хасана (ас-сада ар-ру’аса’)

1078 (470) завоевание ал-Ахсы племенем Бану Мурра»

// Босворт  К. Э. Мусульманские династии. Справочник по хронологии и генеалогии. Пер. с англ. П. А. Грязневича. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1971. С. 106; Bosworth  C. E. The new Islamic dynasties. A chronological and genealogical manual. N.Y., 1996. Р. 94.

Из книги Августа Мюллера " История ислама от основания до новейших времен" СПб. 1895


Абу Тахир – герой карматизма


Можно смело назвать Абу Тахира настоящим героем карматизма. Подобно старинному главе хариджитов, Катари (т. II, стр. 56, 60), он предводительствовал полчищами вольнолюбивых арабов и походил на своего первообраза главным образом тем, что увлекал своих в бой и мечом, и вдохновенно разжигающей военной песнью. Под его командой карматы стали пугалом для всего халифата. Пользуясь расположением даже тех из бедуинов, которые прямо не примкнули к сектантам, Абу Тахир сумел направить их в 302 (915) на грабеж караванов иракских богомольцев. Положим, новое нападение карматов на Оман кончилось неудачей. Зато в 307 (919/20) налетел Тахир коршуном на Басру, многих переколол, а город разграбил. Поход предпринят был по повелению Убейдуллы, собиравшегося сделать нападение на Египет и желавшего отвлечь внимание халифа в другую сторону. Нашествие повторилось в 311 (923) и имело еще худшие последствия. Побито было пропасть народу, многие бросились со страха в реку и тоже погибли. Карматы угнали с собой массу женщин и детей и овладели несметной добычей. В это самое время наступил в Багдаде министерский кризис (т. II, стр. 230), сопровождаемый тоже великими внутренними беспорядками. В 312 (924) стали выслеживать карматы караваны богомольцев и забрали в полон после одной кровавой схватки нескольких весьма почтенных личностей, в числе прочих и Хамданида Абу'ль Хейджу. Абу Тахир взял с них обещание, что ему будут уступлены Басра и Ахваз, и ос-вободил плененных. Когда же обещанное пришлось ждать слишком долго, кармат двинулся к концу года в новый поход и дошел до Куфы. Здесь разогнал он только что выступивший в Мекку караван богомольцев и в начале 313 (925) захозяйничал в городе со свойственной ему жестокостью. Весь Ирак пришел в величайшее смятение, жители западных кварталов Багдада бежали за Тигр. Ничтожный халиф Муктадир и его советчики не знали, что и делать; никто не осмеливался более предпринять паломничество в Мекку, ни в этом году, ни в следующем. Наконец вызван был из Азербайджана Саджид Юсуф, сын Мухаммеда. Целый год прошел (314=926/7) в самых тщательных подготовлениях, а в следующем (315=927) выступил он против неприятелей. По меньшей мере, вдвое сильнейшее правительственное войско было разбито наголову карматами у Куфы, сам предводитель попал в плен. Затем Абу Тахир разорил Амбар, перешел Евфрат и двинулся на Багдад. Наскоро собрали Абу'ль Хейджа и Мунис войско в 40 000 человек для прикрытия столицы; раз только осмелились войска халифа на-пасть на карматов с целью освобождения Юсуфа. Но силы посланного отряда оказались недостаточными, войска были отброшены, а саджида умертвили по приказанию Абу Тахира. Напасть на столицу кармат все же не посмел; лишь частью удавались походы, предпринимаемые им в 316 (928) на некоторые города, расположенные по Евфрату; жители оборонялись с мужеством отчаяния. Зато ему удалось пройтись с огнем и мечом по многим округам Месопотамии, а одновременные восстания иракских карматов, подавляемые с большим трудом, страшно разорили несчастное Междуречье. В 317 (930) Абу Тахир внезапно появился во время празднества богомольцев в самой Мекке. Тысячи пилигримов были убиты, умерщвляли в самом святилище, разграбили город, из Ка'бы был выломан священный черный камень (т. I, стр. 221) и увезен в Лахсу. Намерение было слишком очевидное — пожелали навсегда уничтожить престиж Мекки. Но в результате получилось повсеместное негодование во всем исламском мире, так что сам Убейдулла в одном официальном послании к Абу Тахиру принужден был настаивать на возвращении камня. В тайных инструкциях, вероятно, говорилось иное. Нам известно, что камень оставался в Лахсе до тех пор, пока в 339 (951) не предписано было серьезно фатимидским халифом Мансуром возвратить его обратно.



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"