Все документы темы | ||||
сводная хронология
(протоиерей, 1797—1854) — основатель русской теистической философии; род. и умер в Костроме. Окончив костромскую семинарию, служил в ней информатором греческого языка, а затем поступил в Московскую духовную академию, где и сделался профессором философии. Среди своих слушателей Г. пользовался славою глубокого и оригинального мыслителя, но до последнего времени не было возможности составить себе понятие о характере и направлении философии Г. При жизни он напечатал — да и то без подписи — лишь одно небольшое письмо о конечных причинах ("Прибавление к твор. св. отцов", 1847 г., стр. 176—205). Только с 1868 г. бывшие слушатели Г. начинают издавать его лекции (самое полное издание сделано на средства Общества люб. дух. просв., М., 1884 и след.). Жизненным нервом философии Г. является идея высочайшего существа. У своих предшественников он ищет главным образом то, что может дать прочную опору этой идее. Выросши на вольфовской философии, Г. не остался чужд и новым течениям мысли. Заметнее всего влияние Канта и Якоби. Философия — система познаний о всеобщих главнейших силах, целях природы внешней и внутренней, а также о свойствах виновника их. Эти познания приобретаются разумом под руководством ума и при помощи как внутреннего, так и внешнего опыта. Цель системы — возбудить, воспитать и направить любовь к премудрости божественной, предназначенной человеку. Главным источником философии служат идеи ума, которые раскрываются при помощи свидетельств внутреннего и внешнего чувства. Все это, по мнению Г., можно назвать откровением посредственным, и оно-то и служит уделом философии. Тщетно, однако, ждать от философии такого познания, которое удовлетворяло бы всем исканиям человеческого духа: будь такое познание возможно, оно было бы на пагубу человеку. Из различных частей философии Г. напечатана только метафизика. Задача ее состоит в том, чтобы, основываясь на идее бесконечного и применяя к ней данные внешнего и внутреннего опыта, привести в систему познания о свойствах бесконечного существа и об отношении к нему существ конечных. Метафизика разделяется на онтологию, богословие, умозрительную психологию, или пневматологию, и космологию. Как душа, так и внешний мир подлежат ограничению, с одной стороны, пространством и временем, а с другой — законами разума, категориями. Как тот, так и другой вид ограничения являются не только формами нашей психической деятельности, но и формами обыкновенного существования вещей. Вопреки Канту, категории вполне применимы к бытию неограниченному и всесущественному. Оно тем более доступно человеческому познанию, что идея бесконечного по бытию и совершенствам неразрывно связана с природой человека. Вследствие этого первоначальный закон ума состоит в том, чтобы для всего ограниченного искать первоначала и первообраза в бесконечном. Эта идея составляет первое и непосредственное начало всякого познания и дана человеку самим существом бесконечным. На отдельных вопросах (напр. о категориях, о доказательствах бытия Божия и др.) Г. останавливается с особенною обстоятельностью. Из последователей Г. особенно выдается В. Д. Кудрявцев (см.). Ср. "Прот. Ф. А. Голубинский" (биографич. очерк, m., 1855); Я. Колубовский, "Материалы для истории философии в России" ("Вопр. философии и психологии", кн. 4). Я. Колубовский. {Брокгауз} В библиотеке "Руниверс"Лекции философии (в 5 ч.) — М.: Типография Л.Ф. Снегирева, 1884 Дополнительные материалыВведенский А.И. Профессор философии протоиерей Федор Александрович Голубинский. — Сергиев Посад: 2-я Типография А.И. Снегиревой, 1898 Глаголев С.С. Протоиерей Федор Александров (Голубинский) — Сергиев Посад: 2-я Типография А.И. Снегиревой, 1898 Назад в раздел Персоналии Сандерс Федор Иванович Сандерс Федор Иванович // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 1996. — С. 548—549. — [Т.] VII. |
О портале:Данный раздел сайта посвящен истории Восточной Пруссии и городу Кёнигсбергу-Калининграду. Речь идет о формировании, расширении и возвышении самостоятельного государства, а также о взаимоотношениях между Пруссией (герцогством, королевством) и Московией (княжеством, царством) и в последующем — между Российской империей и формирующейся под эгидой Пруссии Германской империей. В двадцатом веке регион сначала теряет часть территории, отделившись от остальной Германии, а затем его большая часть вместе с Кёнигсбергом, в качестве санкции за агрессию национал-социалистической Германии, передается Советскому Союзу и до настоящего времени является субъектом Российской Федерации — Калининградской областью. Несмотря на то, что статус Восточной Пруссии является урегулированным всеми заинтересованными странами, что закреплено в международных документах, периодически, например в СМИ, возникают вопросы, касающиеся этой темы. Основную ценность для заинтересованных читателей, несомненно, составят исторические источники как государственного, так и частного характера. Для облегчения поиска документов на сайте предлагается хронологический каталог, который предусматривает следующие периоды: 1. XIII в. — 1525 год. Орденский период. Покорение пруссов и ятвагов западноевропейскими рыцарями. Образование теократического тевтонского государства. Борьба Тевтонского ордена с соседними государствами (Польша, Литва, русскими княжествами) за доминирование в регионе. Великая война и поражение при Грюнвальде. Упадок Тевтонского ордена. Начало официальных дипломатических отношений с Московским царством. 2. 1525 — 1701 гг. Герцогство (курфюршество) Пруссия. Образование светского государства — Прусское герцогство в вассальной зависимости от Польши. Реформация и установление лютеранства в качестве официальной религии. Перенос столицы в Берлин. Бранденбургско-прусская уния. «Великое посольство» и 3. 1701 — 1871 гг. Прусское королевство. Провозглашение Прусского королевства. Участие в Северной войне. Правление Фридриха II. Война за австрийское наследство, Семилетняя война и принятие российского подданства. Освобождение жителей Кёнигсберга от присяги России и возвращение Восточной Пруссии Фридриху II. Наполеон посещает Кёнигсберг. Русские войска входят в Кёнигсберг, преследуя отступающих французов. 4. 1871 — 1933 Империя — Республика. Вхождение Восточной Пруссии в состав Германской империи. Военные действия на территории Восточной Пруссии в период первой мировой войны. Версальский мирный договор и образование восточно-прусского анклава. Предоставление Восточной Пруссии некоторых государственных полномочий в рамках Веймарской республики. 5. Нацистская диктатура. 1933 — 1945 гг. Упразднение органов государственной и местной власти Пруссии. Военные действия на территории Восточной Пруссии во время Второй мировой войны. Взятие Кёнигсберга советскими войсками. Берлинская конференция и передача части Восточной Пруссии с Кёнигсбергом Советскому Союзу. 6. В составе Советского Союза — Российской Федерации. 1945 — по н.в. Переименование Кёнигсберга в Калининград. Преобразование Восточной Пруссии в Калининградскую область в составе РСФСР. Для удобства документы распределены и по тематическим рубрикам — в соответствии с общепринятой в исторической науке классификацией — государственные и служебные документы, документы личного происхождения, публикации в СМИ и др. Отдельный раздел — «Персоналия» — посвящен документам, связанным с той или иной исторической личностью, имеющей отношение к тематике портала. |