Все документы темы  


Донесение В. А. Корнилова Меншикову о бое пароходо-фрегата «Владимир» с «Перваз-Бахри»

Схема боя пароходо-фрегата «Владимир» с турецким пароходом «Перваз-Бахри» 5 ноября 1853.
1853 год. 29 ноября (7 ноября ст.ст.)

ДОНЕСЕНИЕ В. А. КОРНИЛОВА А. С. МЕНШИКОВУ О КРЕЙСЕРСТВЕ ЭСКАДРЫ У ТУРЕЦКИХ БЕРЕГОВ И БОЕ ПАРОХОДО-ФРЕГАТА «ВЛАДИМИР» С ТУРЕЦКИМ ПАРОХОДОМ «ПЕРВАЗ-БАХРИ».

7 ноября 1853 г., пароход «Владимир», на Севастопольском рейде.

28 октября, возвратясь с отрядом пароходов из рекогносцировки турецких берегов до самого Босфора, причем один из пароходов видел 4 турецких корабля и бриг по направлению к Сизополю, я поднял флаг свой на 120-пуш. корабле «, Вел. кн. Константин» и с рассветом 29-го снялся с Севастопольского рейда в сопровождении 120-пуш. кораблей: «Три святителя», под флагом контр-адмирала Новосильского, «Париж», «Двенадцать апостолов», под флагом контр-адмирала Панфилова, 84-пуш. «Ростислав» и «Святослав» для отыскания и истребления виденного флота, буде он расположился в одном из трех портов: Сизополе, Варне или Балчике. Пароходо-фрегаты «Владимир» и «Одесса» должны были присоединиться вслед за выходом эскадры.

Пройдя Херсонесский маяк с попутным утренним ветром, эскадра встретила крепкий юго-восточный ветер, принудивший взять все рифы и спустить брам-реи, на низ. От начала ветра до захождения солнца пройдено было до 70 миль, после чего ветер зашел к юго-запду и обратился в противный шторм с большим неправильным волнением и дождевыми шквалами.

30-го к вечеру ветр смягчился, волнение также, присоединился пароходо-фрегат «Владимир». На кораблях «Три святителя» и «Двенадцать апостолов», которые наиболее меня тревожили, ибо качка была самая разрушительная, все обстояло благополучно.

31-го с утра утихшие и ветр (так в оригинале — u-96) и волнение позволили поставить все паруса и эскадра начала лавировать, сохраняя по возможности близость к условленной в Севастополе линии. Не присоединившийся пароходо-фрегат «Одесса» меня крайне заботил.

1 ноября с полночи нашел внезапно жестокий шквал от северо-запада. Эскадра несла большие паруса, которые убрала щегольски, несмотря на ночное время; пришлось взять опять все рифы и потом оставить один грот-марсель и трисели; волнение не замедлило разыграться и начало трехдечые корабли бросать, как тендер; с сим вместе барометр поднялся, сделалось очень холодно и все предвещало известный своею силою и упорством северо-восточный ветер. Желая быть на ветре мыса Калиакрия, я поворотил к северу.

2 ноября ветр продолжался с сильными порывами, с дождем и градом, но к вечеру погода смягчилась, равно как и волнение.

3 ноября утром ветр стих и перешел к югу; эскадра направилась к мысу Калиакрия; после полдня я послал г. адъютанта своего лейтенанта Железнова на пароходе-фрегате «Владимир» осмотреть Балчик, Варну и Сизополь, а сам занялся распоряжениями к атаке турецких кораблей, буде они расположены в каком из сих портов.

Ночь была светлая, ветр южный умеренный, без волнения, и эскадра в стройном порядке лавировала на высоте Варны, дабы быть готовою спуститься и в Варну, и в Балчик по первому сигналу с парохода. В полночь с 3-го на 4-е число пароход известил, что ни в том, ни в другом портах судов военных нет, и по условленному сигналу без потери времени пустился в Сизополь и Бургас.

4 ноября продолжали лавировать к югу при ровном южном ветpе в 20 милях от берега; в полдень присоединился пароход «Владимир» и вторично опечалили нас сигналом, что в Сизополе и Бургасе военных судов нет; между тем были опрошены и эскадрою нeкоторые купеческие суда, плывшие из Константинополя, и из их показаний оказалось, что турецко-египетский флот стоит в Буюкдере, имея попрежнему фрегты и мелкие суда в крейсерстве у самого пролива, а английские и французские линейные корабли в числе четырех каждой нации при соответственном числе пароходов стояли на якоре у азиатского берега против мыса Сельве-Бурну (на том самом месте, где в 1833 г. был расположен наш лагерь) , три турецкие же парохода пять дней тому назад (следовательно, 31 октября) отправлены в Требезонд.

Полагая, что эскадра может продолжать предназначенное ей плавание к эскадре вице-адмирала Нахимова под командою контр-адмирала Новосильского и что необходимо как можно поспешнее известить о турецких пароходах первого, а пароходу «Владимир» быть в Севастополе, дабы запастись углем и опять состоять наготове, я безотлагательно переехал на пароход этот и, отдав контр-адмиралу Новосильскому приказание следовать сначала на соединение с вице-адмиралом Нахимовым, а потом в Севастополь, оставив, буде потребуется, двухдечные корабли «Ростислав» и «Святослав» вице. адмиралу Нахимову, сам направился к порту Амастро.

5-го, в 6 ¾ часа утра на румб NtW увидели дым парохода и в одно время на WSW эскадру, состоящую из 6 судов, которую по числу их мы приняли за эскадру вице-адмирала Нахимова. Ветр был от SW, тихий, без зыби.

Мы легли на пароход, и в 8 час. можно было видеть его две мачты и трубу. Вскоре сделалось достоверным, что он правил на NtO.

В 8 ¾ часа заметили, что гонимый пароход вдруг переменил курс вправо и стал править поперек нашего курса; мы легли на NNO ¼ O, на пересечку его пути, и начали быстро к нему приближаться. Через ¼ часа пароход поворотил вдруг влево, опять поперек нас, а мы легли на N1/2 W.

В 9 ½ часа он положил право и стал править прямо на нас.

В 9 ¾ часа мы подняли флаг, на что он немедленно отвечал поднятием турецко-египетского флага, положил право и стал править поперек нашего курса, поставив фор-трисель и кливер.

В 10 час., подошедши к нему на пушечный выстрел, мы пустили первое ядро перед носом его и видя, что он не спускает флага, пустили другое, на которое он отвечал выстрелами из орудии правого борта; после этого, сблизившись, мы стали действовать всеми оруднями левого борта. По третьему выстрелу сбили ему флаг с флагштоком, он же немедленно поднял другой на гафеле и отвечал всеми орудиями правого борта. Все почти ядра его перелетали через нас в начале сражения.

В 10 ¼ часа, входя ему в кильватер, мы действовали попеременно правым бортовым и носовым бомбическими орудиями, направленными по килю парохода [1]; когда же неприятель из линии кальватера приводил поперек нас, чтобы стрелять орудиями правого борта, мы тоже приводили в параллель ему, действовали ядрами и бомбами, а когда расстояние позволяло, то и картечью, всем левым бортом, на который, кроме настоящих орудий, было перевезено кормовое правое бомбическое.

В 11 час. все шлюпки турецкого napoхода был сбиты, по всему борту были видны пробоины, рангоут был весьма избит, а дымовая труба прострелена во многих местах.

В 12 час. командир неприятельского парохода, стоявший, во все время боя на площадке, был сбит ядром и вслед за тем вся площадка снесена.

В 12 ½ часа, лежа параллельно пароходу, во время батального огня с обеих сражающихся сторон были убиты у нас картечью лейтенант Железнов, стоявший на правом кожухе, и горнист, стоявший палубе у правого кожуха; в одно почти время были тяжело ранены комендор левой коронады и один из прислуги кормового бомбического орудия. Турецкий пароход в последние два часа старался держать прямо на азиатский берег, на SO.

В 12 ¾ часа мы были уже от него на расстоянии не более кабельтова и действовали несколько минут носовыми орудиями, — все наши ядра ложились в корпус парохода, — потом, положив вдруг лево, легли в параллель ему на пистолетный выстрел и сделали залп, причем он спустил флаг и остановил машину, что было сделано в 1 час популодни, , а мы пробили дробь.

Лейтенант Ильинский был немедленно послан на шестерке с комплектом вооруженных гребцов, чтобы завладеть призом и поднять русский флаг.

Вслед за тем на одной из кожуховых лодок боцман, 3 унтер-офицера, подшкипер, 20 человек ружейных, 2 сигналыцика, 2 рулевых,2 машиниста, 4 кочегара и с ними машинный кондуктор, 2 плотника, 1 конопатчuк, 1 слесарь, все вооруженные абордажным оружием, были отправлены на взятый пароход: под командою старшего офицера с парохода «Владимир» лейтенанта Попандопуло, который и назначен временным командиром приза.

Другая кожуховая лодка была послана, чтобы забрать пленных, к ней вскоре присоединилась первая, высадив наших людей на пароход, и обе привезли в два рейса пленных офицеров и команду с их багажом.

Неприятельский пароход оказался в 220 сил, 10 пуш. «Перваз-Бахри», отвозил письма в Синоп и возвращался в Пендераклию, где назначено было ожидать флот фрегатов.

Из собранных сведений на пароходе всex чинов в полном составе до сражения состояло:
Командир [2]..........1
Лейтенантов...........3
Машинист англичанин...1
Машинист араб.........1
Мичманов..............3
Доктор................1
Комиссар..............1
Мулла.................1
Лоцман................1
Юнкеров..............10
Унтер-офицеров........5
Прислуги..............2
Итого............151

После боя привезено на пароход «Владимир»:
Офицеров..............9
Нижних чинов.........84
Итого.............93

Убитых у неприятеля:
Капитан [2]........................................1
Офицеров...........................................2
Матросов..........................................16
Смертельно раненых и уже умерших...................3
Раненых не смертельно.................................18

Верных сведений о числе убитых на турецком пароходе собрать от пленных было невозможно, и потому можно полагать, что ими самими было выброшено за борт до конца еще сражения несколько человек.

Незначительные повреждения на пароходе «Владимир», претерпенные им во время боя, следующие.

По корпусу:
1. Верхний планцырь (так в оригинале — u-96) борта с правой стороны пробит ядром.
2. В левой кожуховой каюте пробита насквозь переборка картечью.
3. В обоих дымовых трубах сквозные дыры.
4. В правой кожуховой каюте в переборке пробоина.
5. С левой стороны у коронады полубортик пробит картечью, адругой оторван ядром.
6. В лодке № 2 ниже планцыря пробито картечью и поврежден киль.

По рангоуту и такелажу:
1. Перебит цепной гротовой гардель ядром.
2. Перебиты утлегарь-бакштаги, мартын-бакштаги и еще несколько бегучего такелажа.

На взятом пароходе машина уцелела, кроме пробоин в паровиках и трубе, но корпус избит до разрушения, в кормовой части целые доски вырваны, рулевая голова сбита, компасы уничтожены, внутри переборки от взрывавшихся бомб совершенно разрушены, — вообще повреждения были мноrочисленны, так что для приведения его в coстояние держаться на воде мы были заняты до 4 час. В это время усмотрели две приближающиеся с разных сторон эскадры: одну прямо на ветре к югу я считал эскадрою вице-ардмирала Нахимова, другая же от запада могла быть эскадра турецких фрегатов. Я пустил приз плыть, как мог, по румбу в Севастополь, сам же решился держать на сомнительную эскадру; вскоре оказалось, что это эскадра контр-адмирала Новосильского. Боясь потерять приз с разбитою трубою и без руля и потому не имея времени видеться с вице-адмиралом Нахимовым, я передал все, что для него могло быть нужно, контр-адмиралу Новосильскому и, кроме того, велел сему последнему, буде вице-адмирал Нахимов найдет нужным усилить отряд свой еще двумя двухдечными кораблями, то оставить их, а самому с стопушечными отправиться в Севастополь.

Опасение мое насчет приза было справедливо, нам пришлось с ним возиться всю ночь и другой день; наконец, приведен он в порт благополучно.

Капитан, офицеры и команда парохода «Владимир» вели себя самым достойным образом. Капитан-лейтенант Бутаков распоряжался, как на маневрах; действия артиллериею были и быстры, и метки, чему лучшим доказательством служит разрушение, ими произведенное на неприятельском судне. Состоявшие при мне флаг-офицеры: лейтенанты князь Барятинский, Железнов, Добровольский и Ильинский, не имея у себя дела по флагманской части, поощряли команду своим примером и указаниями. Лейтенант Железнов, офицер, подававший большую надежду, был убит картечью на кожуховой лодке, откуда замечал действия наших ядер.

Смею надеяться, что первое пароходное дело в истории флотов удостоится высочайшего внимания и не отказано будет вознаградить отличившихся офицеров, в особом списке поименованных, наградами, к коим представляются.

Причем долгом считаю обратить также внимание вашей светлости на эскадру стопушечных кораблей, которая, выдержав два шторма, едва стих ветер, уже лавировала в стройном порядке для атаки неприятеля. К таким кораблям, конечно, можно иметь полное доверие, и так как это может только существовать при отличном их, содержании и совершенном знании морского дела флагманов и капитанов, то я считал бы справедливым исходатайствовать им высочайше одобрение, а начальнику 4-й дивизии контр-адмиралу Новосильскому, офицеру, постоянно отличающемуся безграничным усердием к службе, особую награду.

Представляя при сём подробное описание сражения с пояснительною диаграммою, имею честь испрашивать разрешения, как поступить с приобретенным пароходом и военнопленными, состоящими из чинов, в прилагаемом списке поименованных (упоминаемые диаграмма и список в публикации отсутствуют — u-96).

Генерал-адъютант Корнилов



1 — Впоследствии оказалось, что турками были устроены баррикады из угольных мешков между орудиями и поперек судна. Примечание журнала «Морской сборник».
2 — Из черкесов мамелюк Саид-паши, адмирала египетского флота. Примечание В. А. Корнилова.

Цитируется по: Морской сборник, 1853, N Х, часть оф., стр: 101-109.Теги: Севастополь и Российский флот, 1853 – 1856 годы. Крымская война. Парижский мир, Служебные документы и письма

Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"