Все документы темы  
сводная хронология


14 мая 1829 года № 130

Ткаченко М.С. Бой брига «Меркурий» с турецкими кораблями 14 мая 1829 г.
«Когда замечено было приближение Турецкаго флота к бригу, он, следуя сигналу командира фрегата „Штандарт“, лег галвиндом при юго-западном ветре, имея неприятеля на юг. Вскоре оказалось, что перемена курса принесла мало пользы. Лучшие ходоки неприятельского флота, два корабля, один 110-пушечный, под флагом капудан-паши, а другой 74-пушечный, под адмиральским флагом, приметно настигали бриг, а в исходе второго часа пополудни они были от него в разстоянии полутора пушечного выстрела. В это время ветер стих, и ход преследующих кораблей уменьшился. Пользуясь этим обстоятельством, он прибегнул к единственному средству ускорения хода, к веслам, надеясь посредством их увеличить расстояние, отделявшее бриг от неприятеля: но не прошло и получаса, как ветер посвежел снова, корабли стали приближаться к бригу и открыли по нему огонь из погонных пушек. Видя совершенную невозможность уклониться от неравного боя, он собрал совет из офицеров. Поручик корпуса штурманов ПРОКОФЬЕВ, от которого первого было потребовано мнение, предложил „взорвать бриг, когда он будет доведен до крайности“. Вследствие этого мнения, принятого всеми единогласно, было положено защищаться до последней возможности и если будет сбит рангоут, или откроется большая течь, тогда схватиться с ближайшим неприятельским кораблем, и тот офицер, который остается в живых, должен зажечь крюйт-камеру, для чего был положен на шпиль пистолет. После этого, обратившись к нижним чинам, объяснил он им, чего ожидает от них Государь и чего требует честь императорского флага, нашел в команде те же чувства, как и в офицерах: все единогласно объявили, что будут до конца верны своему долгу и присяге. Успокоенный таким общим единодушием, он приказал прекратить действие веслами, поставить людей к пушкам, сбросить в море ял, висевший за кормой, и открыть огонь из ретирадных портов. Вскоре 110-пушечный корабль начал спускаться с тем, чтобы занять место с правой стороны брига и дать продольный залп; но „Меркурий“ избежал последнего, приспустившись вовремя. Таким образом еще около получаса бриг подвергался выстрелам одних погонных пушек, но потом был поставлен между двумя кораблями; каждый из них сделал два залпа по бригу, после чего с корабля капудан-паши закричали по-русски: „Сдавайся . и убирай паруса“. Ответом на это были залп всей артиллерией и дружный ружейный огонь. Тогда оба корабля, сдавшись к корме брига, открыли по нем непрерывную канонаду ядрами, книпелями и брандскугелями, которыми был произведен пожар, вскоре, однако, потушенный. Во все время „Меркурий“ не прерывал своего огня, стараясь по возможности уклоняться от продольных выстрелов, пока удалось перебить ватер-штаги и повредить гротовый рангоут стопушечного корабля, что заставило его закрепить бом-брамсели, привести к ветру и лечь в дрейф; но прежде прекращения действия он послал бригу залп со всего борта. Другой корабль продолжал сражение, переменяя галсы под кормой брига и бил его продольными выстрелами, которых никакими движениями невозможно было избежать; но, со всем тем „Меркурий“ отстреливался до того времени, пока счастливым выстрелом удалось перебить у неприятеля нок-фор-марс-рею, падение которой увлекло за собой лисели; тогда и этот корабль привел в бейдевинд».

Заканчивая свой рапорт, Казарский добавил, что он не находит слов для описания храбрости, самоотверженности и точности в исполнении своих обязанностей, какие были оказаны всеми вообще офицерами и нижними чинами в продолжение этого трехчасового сражения, не представлявшего никакой совершенно надежды на спасение, и что только такому достойному удивления духу экипажа и милости Божией должно приписать спасение судна и флага Его Императорского Величества. Урон в команде брига состоялся из четырех убитых и шести раненых нижних чинов. Пробоин в корпусе оказалось 22, повреждений в рангоуте 16, в парусах 133 и в такелаже 148; сверх того разбиты гребные суда и повреждена карронада.

Капитан-лейтенант КАЗАРСКИЙ

Источник: Фонд Музея КЧФ, ГУ-678

Назад в раздел


Персоналии



Ушаков, Фёдор Фёдорович

(1744—1817)

Выдающийся русский флотоводец, адмирал (1799). Русской православной церковью причислен к лику святых как праведный воин Феодор Ушаков.




Публикации в СМИ (журналы, газеты)



Одесский вестник о награждении флотских экипажей ЧФ георгиевскими знаменными флагами в Севастополе

1857 год, 2 мая (20 апреля ст.ст.)

Высочайшим приказом по Военному ведомству от 30 августа 1856 г. все 17 строевых флотских экипажей Черноморского флота (№№ 29 — 45), принимавших участие в обороне Севастополя 1854 — 1855 гг. были удостоены высшей коллективной награды для чинов флота досоветской России — экипажных Георгиевских знаменных флагов с надписью «За оборону Севастополя с 13 сентября 1854 года по 27 августа 1855 года».




Служебные документы и письма

Приказ Ф.Ф. Ушакова по флоту с изложением плана атаки о. Видо

1799 год. 28 февраля (17 февраля ст.ст.)

Атака о. Видо - одно из сражений Средиземноморского похода эскадры Ф.Ф. Ушакова в период войны Россиий в составе коалиции против наполеоновской Франции.18 февраля (1 марта) 1799 эскадра Ушакова (7 линейных кораблей, 10 фрегатов) уничтожила огнем все батареи на острове Видо и заняла его десантом.




Карты и схемы



Sebastopol, les forts du nord et leurs invirons

1854 год.

Французская карта Севастопольской осады с указанием расположения войск и рельефа местности.   





О портале:

Уважаемые читатели!
Этот новый специальный портал нашего сайта целиком посвящен истории Черноморского флота и города русской военной славы – Севастополя.

Генеральная карта Таврической губернии. Географический атлас Российской Империи, Царства Польского и Великого кн. Финляндского. Расположенный по губерниям на двух языках, сост. пол. Пядышевым Спб, 1823


В данном разделе сайта представлены исторические источники, документы, библиографическая и справочная информация, имеющая отношение к истории возникновения, развития, славным победам российского Черноморского флота.

Тема эта приобретает особую актуальность сегодня в обстановке сложных околополитических игр вокруг присутствия России на черноморском побережье. Однако наша задача далека от политики.

Главная цель портала – стать наиболее полным ресурсом по истории Черноморского флота и его главной базы – Севастополя, наш язык – язык документов. Предметы наших изысканий и публикаций - биографии флотоводцев и «биографии» кораблей, история морских сражений и войн, подвиги моряков-черноморцев, государственные документы и личная переписка, дневники, карты и планы – в общем, все то, что относится к разряду исторических источников.

Для облегчения поиска того или иного документа выделены следующие хронологические периоды:

1. «Главная крепость должна быть Севастополь…» (1768 – 1806 гг.) Начальный период становления Черноморского флота и утверждения России на Черноморском побережье. Русско-турецкая война 1768 – 1774 гг. и Кючук-Кайнарджийский мир. Донская и азовская флотилии, утверждение России на черноморском побережье. Создание Черноморского флота. Русско-турецкая война 1787 – 1791 гг.

2. Строительство и первые боевые успехи (1806 – 1853 гг.). Русско-турецкая война 1806 – 1812 гг., Бухарестский мир. Черноморский флот в период между русско-турецкими войнами. Наваринское сражение 1827 г. Русско-турецкая война 1828 – 1829 гг. Участие русского флота в гражданской войне в Греции 1831–1832 гг. Действия Черноморского флота у Кавказского побережья 1830–1853 гг. Экспедиция Черноморского флота в Босфор 1833 г.

3. «Память затопленных кораблей»: Крымская война 1853 – 1856 гг. и Парижский мир - одна из наиболее трагических и славных страниц российской истории;

4. 1856 – 1907 гг. Черноморский флот в период после Крымской войны. Борьба в дипломатических кругах во второй половине XIX в., воссоздание русского флота на южных рубежах империи, восстановление Севастополя; 1877 – 1878 гг.: Русско-турецкая война. Берлинский мир. Черноморский флот и Севастополь в конце XIX – начале XX века.

Для удобства документы распределены и по тематическим рубрикам – в соответствии с общепринятой в исторической науке классификацией – государственные и служебные документы, документы личного происхождения, публикации в СМИ и др. Отдельный раздел – «Персоналия» - посвящен документам, связанным с той или иной исторической личностью, имеющей отношение к тематике портала.

Добро пожаловать!

Галерея



Фотографии кораблей Черноморского флота

1890—1910 гг.

Подборка фотографии кораблей Черноморского флота разных лет.




Литература, искусство

Стихотворения о Севастополе

1868 год.

Стихотворения  о Севастополе Владимира Дмитриевича Коссинского (Косинского) (1830—1889) — русского генерала, поэта, драматурга,  участника Крымской и русско-турецкой войн 1877—1878 гг.




Государственные документы

Из указа Александра I от 16 (4) сентября 1821

1853 год, 16 сентября (4 сентября ст.ст.)

Указ Александра I от 16 (4) сентября 1821 года не только разграничивал территории России и Америки, но и устанавливал строгий запрет приближаться к берегам Америки, принадлежащим России, для иностранных судов. Также иностранным купцам запрещалась торговля с аборигенами американских островов и побережий материка.




Документы личного происхождения

М. П. Взятие турецкой крепости Анапы в 1807 году

1807 год. 11 мая (29 апреля ст.ст.)

Штурм крепости Анапа - эпизод русско-турецкой войны 1806-1812 гг. Совместные успешные действия русской армии и флота привели к капитуляции гарнизона




Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"