Все документы темы | ||||
сводная хронология
1829год. 26 мая (14 мая ст.ст.) «Когда по случаю замеченного приближения к нему неприятеля, за крейсерами нашими в погоню устремившегося, командиром фрегата «Штандарт» приказано было каждому судну взять такой курс, при коем оное имеет наилучший ход, тогда бриг «Меркурий» привел в галфинд на румб «ННВ», имея у себя флот турецкий к «ЗЗО», и поставил все паруса; однако сия перемена курса не могла отдалить его от преследующих, и лучшие ходоки неприятельского флота, два корабля, один 110-пушечный под флагом капудан-паши, а другой 74-пушечный под адмиральским флагом, настигали бриг чувствительно, и в исходе 2-го часа пополудни находился от него на полтора пушечных выстрела, а как в это время стихающий ветер еще более уменьшал ход, то капитан-лейтенант Казарский, в надежде удалиться, обратился к действию веслами, но и сия утешительная надежда не долго продолжалась, ибо в половине 3-го часа ветер опять посвежел, и корабли начали приближаться, открыв огонь из погонных своих орудий. Видя совершенную невозможность избежать столь неравного сражения, капитан-лейтенант Казарский, собрав всех офицеров своих, составил военный консилиум, на котором корпуса штурманов поручик Прокофьев первый предложил взорвать бриг «на воздух», и вследствие того положено единогласно: защищаться до последней крайности, и, наконец, если будет сбит рангоут или откроется в судне течь, до невозможности откачиват ь оную, тогда свалиться с которым либо неприятельским кораблем, и тот из офицеров, кто останется в живых, должен зажечь крюйт-камеру, для чего был положен на шпиль заряженный пистолет. После сего командир брига долгом поставил напомнить нижним чинам об обязанностях их к Государю и Отечеству, и к удовольствию нашел в людях решимость драться до последней капли крови. Успокоенный таковыми чувствами экипажа, капитан-лейтенант Казарский прекратил действие веслами, и приказав отрубить ял, за кормою висевший, открыл огонь из ретирадных пушек. Вскоре за тем 110-пушечный корабль начал спускаться, чтобы занять правую сторону, а может быть, сделать залп вдоль брига, но сей последний избежал столь пагубного действия, взяв направление к «Н»; таким образом, еще около получаса он терпел только от одних погонных пушек; но после того был поставлен между двумя кораблями, из коих каждым сделано по бригу два залпа и с корабля капудан-паши закричали: «Сдавайся и убирай паруса!». На сие ответствовало с брига огнем всей артиллерии и ружей при громком «Ура!» и оба корабля несколько за корму брига, продолжали до 4,5 часов непрерывную пальбу ядрами, книпелями, картечью и брандскугелями, из коих один горящий завязнул между гаспицами, произвел пожар, но, к счастью, оный вскоре был потушен. Во все время сражения бриг упорно отпаливался, уклоняясь по возможности, дабы избегать продольных выстрелов. Между тем, действуя по 110-пушечному кораблю правым бортом, перебил у него ватер-штаги и повредил гротовый рангоут, от чего корабль сей, закрепив трюсели, грот-бом-брам-сель, привел к ветру, на левую сторону и сделав залп со всего борта, лег в дрейф. Другой корабль еще продолжал действовать, переменяя галсы под кормой брига, и бил его ужасно продольными выстрелами, коих никаким движением избежать было невозможно, но и сие отчаянное положение не могло ослабить твердой решимости храброго Казарского и неустрашимой его команды; они продолжали действовать артиллериею, и, наконец, счастливыми выстрелами удалось им повредить на неприятельском корабле грот-руслень, перебить фор-брам-рей и левый нок фор-марса-рея, падение коего увлекло за собою лисели, на той стороне поставленные, тогда и сей корабль в 5,5 часов привел в бейдевинд. Во время сего ужасного и столь неравного боя, продолжавшегося около 3-х часов в виду турецкого флота, состоявшего из 6 линейных кораблей (в том числе и двух атаковавших бриг), двух фрегатов, двух корветов, одного брига и трех одномачтовых судов, с нашей стороны убито рядовых 4 человека, ранено 6, пробоин в корпусе судна, с подводными 22, в рангоуте 16, в парусах 133, перебившего такелажа 148 штук, разбиты гребные суда и коронада. В заключение капитан-лейтенант Казарский доносит, что он не находит ни слов, ни возможности к описанию жара сражения, им выдержанного, а еще менее той отличной храбрости, усердия и точности в исполнении своих обязанностей, какие оказаны всеми вообще офицерами и нижними чинами на бриге находящимися, и что сему токмо достойному удивления духу всего экипажа, при помощи Божией, приписать должно спасение флага и судна Вашего императорского Величества. Итак, 18-пушечный российский бриг, в продолжение 3 часов сражался с достигшими его двумя огромными, кораблями турецкого флота, под личною командою Главных адмиралов состоящими и сих превосходных сопротивников своих заставил удалиться. Столь необыкновенное происшествие, доказывающее в чрезвычайной степени храбрости и твердости духа командира судна и всех чинов оного, обрекших себя на смерть для спасения чести флага ими носимого, превышает всякую обыкновенную меру награды, какую я могу назначить сим людям, и токмо благость и неограниченные щедроты Вашего Императорского Величества в состоянии вознаградить столь достойный удивления подвиг, который подвергая всеподданейше на благоусмотрение Ваше, Всемилостивейший Государь, подношу у сего табель о числе людей, на бриге состоящих, и список офицерам онаго. За сие знаменитое действие капитан-лейтенант Казарский произведен в капитаны 2 ранга с назначением флигель-адъютантом к Его Императорскому Величеству, и пожалован кавалером ордена Св. Георгия 4 класса с пенсионом двойного жалованья по смерти, а дабы увековечить в роде его память примерной его храбрости и мужественной решимости на очевидную гибель, Высочайше поведено внести в его Герб пистолет, как избранное им орудие для взорвания на воздух брига, при невозможности продолжать бой на бриге, пожалован Георгиевский флаг. В сем же 1829 году капитан Казарский командовал фрегатом «Поспешный» и кораблем «Тенедос», в 1831 году за отличие по службе Всемилостивейше пожалован в капитаны 1 ранга; в 1832 году получил знак отличия безупречной службы за 15 лет. Цитируется по: «Записки ученого комитета Главного Морского штаба Его Императорского Величества», Часть II, 1834 года. Стр. 311-318 Назад в раздел Персоналии Грейг, Алексей Самуилович (1775-1845)Cын С. А. Грейга, адмирал.Публикации в СМИ (журналы, газеты) Рассказ матроса Антона Майстренко март 1856 года.
Рассказ матроса - участника Синопского сражения, записанный опубликованный Н. Сокальским в журнале "Современник" №3 за 1856 г. Сокальский (Николай Петрович, 1831 - 1871) - публицист.
|
О портале:Уважаемые читатели!Этот новый специальный портал нашего сайта целиком посвящен истории Черноморского флота и города русской военной славы – Севастополя. Генеральная карта Таврической губернии. Географический атлас Российской Империи, Царства Польского и Великого кн. Финляндского. Расположенный по губерниям на двух языках, сост. пол. Пядышевым Спб, 1823
В данном разделе сайта представлены исторические источники, документы, библиографическая и справочная информация, имеющая отношение к истории возникновения, развития, славным победам российского Черноморского флота. Тема эта приобретает особую актуальность сегодня в обстановке сложных околополитических игр вокруг присутствия России на черноморском побережье. Однако наша задача далека от политики. Главная цель портала – стать наиболее полным ресурсом по истории Черноморского флота и его главной базы – Севастополя, наш язык – язык документов. Предметы наших изысканий и публикаций - биографии флотоводцев и «биографии» кораблей, история морских сражений и войн, подвиги моряков-черноморцев, государственные документы и личная переписка, дневники, карты и планы – в общем, все то, что относится к разряду исторических источников. Для облегчения поиска того или иного документа выделены следующие хронологические периоды: 1. «Главная крепость должна быть Севастополь…» (1768 – 1806 гг.) Начальный период становления Черноморского флота и утверждения России на Черноморском побережье. Русско-турецкая война 1768 – 1774 гг. и Кючук-Кайнарджийский мир. Донская и азовская флотилии, утверждение России на черноморском побережье. Создание Черноморского флота. Русско-турецкая война 1787 – 1791 гг. 2. Строительство и первые боевые успехи (1806 – 1853 гг.). Русско-турецкая война 1806 – 1812 гг., Бухарестский мир. Черноморский флот в период между русско-турецкими войнами. Наваринское сражение 1827 г. Русско-турецкая война 1828 – 1829 гг. Участие русского флота в гражданской войне в Греции 1831–1832 гг. Действия Черноморского флота у Кавказского побережья 1830–1853 гг. Экспедиция Черноморского флота в Босфор 1833 г. 3. «Память затопленных кораблей»: Крымская война 1853 – 1856 гг. и Парижский мир - одна из наиболее трагических и славных страниц российской истории; 4. 1856 – 1907 гг. Черноморский флот в период после Крымской войны. Борьба в дипломатических кругах во второй половине XIX в., воссоздание русского флота на южных рубежах империи, восстановление Севастополя; 1877 – 1878 гг.: Русско-турецкая война. Берлинский мир. Черноморский флот и Севастополь в конце XIX – начале XX века. Для удобства документы распределены и по тематическим рубрикам – в соответствии с общепринятой в исторической науке классификацией – государственные и служебные документы, документы личного происхождения, публикации в СМИ и др. Отдельный раздел – «Персоналия» - посвящен документам, связанным с той или иной исторической личностью, имеющей отношение к тематике портала. Добро пожаловать! |
Галерея Bombardement et prise de Sébastopol до 1858 годаФранцузская иллюстрация бомбардировки Севастополя в Крымскую компанию. 1850-е годы.Литература, искусство Стихотворения о Севастополе 1868 год.
Стихотворения о Севастополе Владимира Дмитриевича Коссинского (Косинского) (1830—1889) — русского генерала, поэта, драматурга, участника Крымской и русско-турецкой войн 1877—1878 гг. |