Все документы темы | ||
|
«Катынь» — аморальное шоу от Анджея ВайдыАндрей ЩЕРБАКОВ Организовать общероссийское покаяние путём показа опуса 82-летнего патриарха польского кино Анджея Вайды «Катынь» не удалось. Репутация же самого Вайды поставлена под сомнение, причём не в первый раз. Ещё в 1980 году он по принципу «Чего изволите?» порадовал Запад политической пустышкой «Человек из железа», начисто лишенной эстетических достоинств. На прошлой неделе общество «Мемориал» организовало показы «Катыни» в столичных домах литераторов и кино. После этого в ряде либеральных СМИ началась истерическая кампания на тему необходимости общероссийского покаяния за невинно убиенных сталинскими сатрапами польских военных. Некто Никита Соколов, представляющийся историком, считает, что покаяние должен возглавить лично Святейший Патриарх Алексий II. Не отстаёт от него и «правозащитница» Наталия Горбаневская, считающая, что без покаяния за Катынь Россия дальше просто не может существовать. Пропагандисты опуса Вайды крайне переживают, что фильм не выйдет в широкий прокат. Не по цензурным соображениям — просто даже прокатчики арт-хаусного кино не видят в «Катыни» никакого коммерческого потенциала. Но это не значит, что картину Вайды скрывают от российского зрителя. Она выйдет на видео, и уже сейчас доступна в пиартском формате, а также в локальных интернет-сетях. И многие из тех, кто её уже посмотрел, отнюдь не в восторге от примитивно сделанной русофобской поделки. Творение польского режиссёра примитивно как пара злотых. Монстрообразные нелюди из сталинского НКВД истязают и убивают пленных польских военных, которые, как на подбор, ангелы во плоти. По своим зверствам советские сатрапы, естественно, оставляют далеко позади нацистов. Те, оказывается, даже урны с прахом из концлагерей польским вдовам бесплатно поставляли. Единственным светлым образом является советский офицер в исполнении Сергея Гармаша, который спасает от смерти одну польскую семью. Но Вайда даёт понять, что это просто чудесное исключение из правил. Мораль «Катыни» такова: такого зверья, как советские военные, европейская история не знала. И Россия должна каяться и каяться за их «чудовищные преступления». Для тех, кто интересовался вопросами психологической борьбы с использованием кинематографа, не составило труда заметить, что «Катынь» Вайды создана по лекалам геббельсовской пропаганды, которая, кстати, в 1943 году и запустила версию о виновности СССР в расстреле польских военнопленных в Катыни. Суть этой пропаганды, кстати, заключается не в пресловутых словах, которые либеральные «профессионалы» типа Евгении Альбац упорно приписывают Геббельсу: «Чем больше ложь, тем охотнее в неё поверят». На самом деле эти слова были сказаны Гитлером в «Майн кампф», и в полном виде они звучат так: «Чем больше ложь, тем охотнее в неё поверят — таков основной принцип еврейской печати». Что касается настоящих принципов геббельсовской пропаганды, то интерсующихся мы адресуем к коллективному труду английских историков «Война, которую выиграл Гитлер». Он издан и в России и содержит подробный анализ причин эффективности пропагандистской машины Третьего рейха с её ставкой на кинематограф. Изощрённые механизмы сочетания тщательно подобранной фактуры с нужным вымыслом, педалирование эмоционального воздействия над рассудочной оценкой информации — всё это после войны активно изучалось и в США, и в СССР и использовалось в идеологической борьбе периода «холодной войны». Используется и поныне, чему пример — «Катынь» Вайды. Сам пан Вайда вёл себя в Москве как некий мессия, но свободного общения с прессой испугался. На его пресс-конференцию позвали только «нужных» журналистов «либерального» толка, да кинокритикесс с платочками у глаз. «Москва должна немедленно обнародовать все оставшиеся документы по Катыни», — заявил Вайда. И тут он прав. И, прежде всего, не мешало бы разобраться со всей подоплёкой сенсационных «разоблачений», который были обнародованы у нас по этому делу шестнадцать лет назад. Одним из аргументов тех, кто считает катынскую трагедию преступлением исключительно сталинского НКВД, является то, что сама российская сторона официально признала этот факт в начале 90-х годов. Именно тогда вдруг возникла суперсекретная папка, которую при советской власти скрывали чуть ли не в ядерном чемоданчике. И обнаруженные там документы якобы однозначно свидетельствуют, что решение о расстреле польских военнопленных отдал лично Сталин по совету, сами понимаете, Берии. Однако, в последние годы достоверность сенсационных «документов» вызывает большие сомнения. Раскрутка катынского дела у нас началась под кураторством таких одиозных персон как Михаил Горбачёв и Александр Яковлев. После развала СССР этим занялись лица из тогдашнего окружения Ельцина и обслуга из числа либеральных историков. Их выводы были однозначны — Геббельс оказался прав и трагедия Катыни полностью лежит на совести сталинского режима. Однако, в выводах было столько недосказанностей и несостыковок, что независимые историки поставили эту версию под сомнение. Квинтессенцию вопросов изложил в своей книге «Катынский детектив» известный историк и публицист Юрий Мухин. Наши «вайды» этой книги просто не заметили. Равно как и проигнорировали знаменитый опус французского историка, одного из крупнейших дипломатов времён правления де Голля Алена Деко «Катынь: Сталин или Гитлер?», в которой он обосновал версию, что в Катыни могли быть захоронены жертвы как сталинизма, так и нацизма. Катынская трагедия настолько запутанна и деликатна, что в ней надо разбираться и разбираться. Ведь многие документы из пресловутого «пакета 1», впервые обнародованные на страницах странного журнала-однодневки «Военные архивы России», смахивают на откровенные фальшивки. Тем более, что передал этот «пакет» Ельцину лично Горбачёв при уходе с поста президента СССР. Поскольку Горбачёв не любит распространяться о наиболее пикантных моментах своей политической карьеры, остаётся только догадываться, откуда в его президентском архиве оказался пресловутый пакет. А вопросов по документам из папки немало. Например, записка Лаврентия Берия за номером 794/б к заседанию политбюро ЦК ВКП(б), где якобы решалась судьба польских военнопленных, при первой факсимильной публикации была датирована 5 марта 1940 года. То есть днём, когда было само заседание. А ведь подобные записки не могли готовиться так оперативно. При повторной публикации в записке Берии дата была... стёрта! После вопросов общественности историки из официальной комиссии по «катынскому делу» заявили, что записка Берии датирована 3 марта. И опять наврали! Были обнаружена аналогичная записка на другую тему от 2 марта, но с нумерацией 810/б. Выходит, что более поздний документ получил раннюю нумерацию. Может быть, Рудольф Пихоя сегодня объяснит эту неувязочку? Оставим эти нюансы тем, кому не мешало бы по долгу службы перепроверить деятельность некоторых наших официальных лиц и «историков» в начале 90-х годов. Давайте представим, что причастность сталинского НКВД к расстрелу польских военнопленных и интернированных всё же доказана. Но имеет ли и в этом случае пан Вайда столь напористо навязывать нам всеобщее покаяние, не обращая внимания на «занимательные» сюжеты в новейшей истории своей собственной страны? Почему бы Вайде не снять фильм о чудовищном разгуле антисемитизма, который наступил в Польше после смерти Юзефа Пилсудского в 1935 году? Призвать к покаянию поляков за то, что они оказали тогда доверие такому чудовищному антисемиту как премьер Эдвард Рыдз-Смигл, насаждавшему ксенофобию и национализм в польской армии? Почему бы Вайде не вспомнить и не призвать поляков к покаянию за десятки тысяч красноармейцев, умерщвлённых в польских концлагерях в 1919-22 годах? Сейчас трудно давать оценку советскому натиску на Варшаву в те годы, за которым стоит пламенное желание раздуть в Европе пожар мировой революции. Но стоит напомнить, что именно благодаря революционным событиям в России Польша обрела свою государственность. 9 сентября 1921 года наркоминдел Чичерин заявляет протест польскому правительству в связи с тем, что в концлагерях было умерщвлено 60 тысяч (!) советских пленных. Современные исследователи поднимают эту цифру до 83,5 тысяч. Не расстреляно, а именно умерщвлено — издевательствами и голодом. Причём эти факты исторически доказаны, в отличие от непрояснённой до конца катынской истории. И после этого у Вайды и его кураторов находится совесть приезжать в Россию и устраивать здесь аморальное шоу с плохо скрываемой подоплёкой! Впрочем, от Вайды трудно было ожидать иного. Свои лучшие, вошедшие в золотой фонд мирового кино, картины, такие как, к примеру, «Пепел и алмаз», «Канал» или «Всё на продажу» (очень самокритичное название) он создал в Польше социалистической. После низкопробной агитки про Леха Валенсу «Человек из железа» стало ясно, что пан Вайда не прочь ради нехилых гонораров и премий в Каннах стать заслуженным работником политического агитпропа западного толка. Правда, творческих успехов ему это не принесло. Настоящее польское киноискуссство стало ассоциироваться не столько с ним, сколько с такими мастерами философского экрана как Кшиштоф Занусси и безвременно скончавшийся Кшиштоф Кесльёвский, «Декалог», которого, на наш взгляд, стоит всех фильмов Вайды вместе взятых. И который не мешало бы посмотреть нашим самозванным «правозащитникам» — пропагандистам «Катыни», чтобы в них проснулось чувство меры, а, может быть, и совесть. Воспроизводится по: http://www.pravda.ru/culture/cinema/foreigncinema/261096-katyn-0Теги: Катынь, 7. Дискуссии в послевоенный период, Литература, искусство |