О проекте

Проект «Детская иллюстрированная книга» предоставляет уникальную возможность погрузиться в мир детства – увидеть страницы знакомых книг, рассмотреть забытые иллюстрации. Читатель сможет познакомиться с редкими изданиями XVII – XX веков, которые были отобраны для данного проекта из различных частных коллекций.

История зарождения и становления детской книги в России предстанет не только в картинках. Иллюстрированная книга – это сотворчество автора текста и художника-иллюстратора. Подробные аннотации о каждом из участников этого творческого процесса и составят краткую историю детской русской иллюстрированной книги: от появления первых детских книг на рубеже XVII – XVIII веков, когда имена авторов и художников оставались почти неизвестными, до расцвета детской иллюстрированной книги в начале XX века, когда самые известные писатели, поэты и художники начали творить для детей.

Оглавление


    Читать книгу

    Скачать

    Скачать с Torrent

    Полная азбука Русская, Латинская, Греческая, Немецкая и Французская. С присовокуплением всех правил для произношения в сих языках

    Среди русской детской иллюстрированной книги азбуки стоят особняком. Это, с одной стороны, учебная литература, но в то же время азбуки бывают порой так изящно оформлены и так богато иллюстрированы, что нельзя не отнести их к разряду иллюстрированных изданий. «Полная азбука русская, латинская, греческая, немецкая и французская» тому пример.

    Это издание 1840 года, когда иллюстрированных азбук выходило в свет не так уж много. Тем более эта азбука в большей степени учебник, чем азбука, созданная для эстетического восприятия, – время азбук художников еще не наступило. Изданная в типографии Московского университета, которая всегда отличалась изяществом шрифтов, разнообразными элементами оформления – бордюрами, виньетками, азбука представляет собой весь набор университетских типографских приемов. Резчиками шрифтов и виньеток в университетской типографии всегда выступали мастера высокого класса.

    Каждая страница азбуки разделена на несколько сегментов, в каждом расположены буквы русского, греческого, латинского, французского и немецкого алфавитов. Посередине листа – узнаваемая университетская виньета. Почти на каждой странице имеется несколько иллюстраций к предмету изучения.

    Азбука начинается с выучивания первых букв алфавита и первых значимых слов для ученика: «Господи, благослови!». А заканчивается – молитвой «Отче наш» на всех упомянутых на титульном листе языках. Каждый лист обрамляется новой по орнаменту рамкой. Каждой новой букве алфавита подобрана виньета или иллюстрация, название которой совпадает с изучаемой буквой. На 28 страницах небольшой по формату азбуки удалось разместить необходимые начальные знания в достаточном объеме для начинающих изучать все эти языки.

    Такой принцип сравнительного изучения языков был очень распространен в XIX веке. Часто, не только в Университетской типографии, печатались терхъязычные или с большим набором языков разговорники, которые использовались в школах и гимназиях.

    Скорее всего, в составлении азбуки – на первый взгляд простой, а на самом деле довольно-таки сложной – принимали участие преподаватели, а может быть, и профессора Московского университета. Тогда такого рода литературе придавали большое значение и именно такой литературой со всей серьёзностью занимались в этом учебном заведении.


    Тематические проекты > Детская иллюстрированная книга > Алфавитный каталог