Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. > Войны и конфликты России в 1800 – 1914 гг.  > Военное образование (1800 -1914 гг.)
Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг.

Военное образование (1800 -1914 гг.)

Бивуак лейб-гвардии гренадерского полка. Разбивка офицерской палатки во время осенних маневров. Федоров Пвел Николаевич.

В начале XIX в. подготовка офицерских кадров велась на базе кадетских корпусов.

В 1802 г. Пажеский корпус был преобразован в военно-учебное заведение. Для подготовки армейских инженеров в 1804 г. основано инженерное училище (с 1819 г. — Главное инженерное училище). В 1820 г. создано артиллерийское училище. В 1823 г. при Гвардейском корпусе была учреждена школа гвардейских подпрапорщиков, предназначавшаяся для обучения не имевших военной подготовки молодых дворян, поступавших в гвардию из университетов и частных пансионов.

В 1832 г. была учреждена Военная академия Генерального штаба с целью подготовки обер-офицерских кадров для работы на штабных должностях. Первоначально лучшие выпускники кадетских училищ направлялись для дальнейшей службы в гвардейский штаб и через два года поступали в академию.<

К 1855 г. в России существовало восемь военно-учебных заведений, 11 кадетских корпусов 1-го класса, пять кадетских корпусов 2-го класса.

Для получения полного курса военного образования выпускники кадетских корпусов 2-го класса, имевших только начальные классы, переводились в кадетские корпуса 1-го класса. Однако к этому времени до 60% офицерского корпуса не имело даже среднего образования, которое давали кадетские корпуса, или не имели вообще никакого образования, включая военное. Полностью отсутствовала единая вертикаль военного образования для подготовки офицерского корпуса, что особенно остро проявилось во время Крымской войны 1853–1856 гг.

В ходе проведения военной реформы предусматривалось создание сети военно-учебных заведений для подготовки офицеров с высшим образованием. При этом к приему во вновь создаваемые юнкерские училища допускались представители всех сословий, а не только дворянства, что позволяло восполнить имевшийся недостаток в подготовленных офицерских кадрах. Кроме того, внимание было уделено возможности дальнейшей подготовки и переподготовки офицерского корпуса в связи с поступающими в армию принципиально новыми видами вооружения и техники.

К 1914 г. в России процесс первоначальной подготовки и переподготовки офицерских кадров осуществлялся: в семи военных академиях, включая Императорскую Николаевскую военную академию (Генерального штаба); на специальных курсах восточных языков, учрежденных в 1883 г. в разгар т. н. «большой игры» за разделение сфер влияний в Азии между Россией и Великобританией; восьми офицерских школах, созданных для повышения уровня профессионализма офицерского корпуса; 14 пехотных училищах, включая образованные в ходе военной реформы девять бывших юнкерских училищ; трех кавалерийских училищах, включая два бывших юнкерских; двух казачьих училищах (все бывшие юнкерские); четырех артиллерийских училищах; двух инженерных училищах и одном военно-топографическом училище.<

После проведенной военной реформы оставались также кадетские корпуса, значительная часть из которых была открыта уже после проведения военной реформы. Всего их насчитывалось 29. Однако реформа привела к тому, что кадеты не производились автоматически в офицеры, а должны были продолжать военное образование для получения первого офицерского звания. Кроме того, действовало 15 военных прогимназий, которые были учреждены в конце XIX — начале XX веков. Таким образом, в ходе проведенной военной реформы 1864–1874 гг. была создана более или менее целостная система подготовки офицерских кадров в России.

Однако удельный вес офицеров и даже генералов с низшим или домашним образованием оставался достаточно высоким. Так, в 1912 г. из 48,6 тыс. офицеров и генералов низшее и домашнее образование имели 13,4 тыс. человек (свыше 27%). С высшим образованием, включая получивших образование в академиях, насчитывалось только 3,4 тыс. человек (около 7%). Подавляющее большинство имело среднее образование. При этом среди нижних чинов число тех, кто не имел вообще никакого образования, достигало в 1912 г. 80%, а лиц с высшим образованием среди солдат было всего 1480 человек или 0,1%.

Развернуть
Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.