Оглавление

Новая игра для детей и картины природы и искусств, с присовокуплением нравственных стихотворений

В начале XIX века для детей издавались книги, которые предполагали активное участие самих детей в познании предмета, описываемого в книге. Такой тип издания захватывал детское воображение, направлял его в сторону познания, развивал в необходимом направлении и помогал глубже изучить сам предмет. Так, к разного рода описаниям Земли прилагались складные глобусы, которые ребенок должен был собрать или склеить. Азбуки продавались напечатанные на отдельных листах, и надо было их разрезать, чтобы получить карточки с изображением каждой буквы. «Новая игра для детей...» отчасти относится к такому типу изданий. 

Книга начинается с объяснения этой «новой игры»: автор стремится здесь соединить приятное с полезным и полезное с приятным. Каждый лист иллюстраций демонстрирует некий сюжет, который может быть разрезан на шесть частей, пронумерованных по верхнему полю гравюры, при этом в каждой из этих шести частей будет также просматриваться более мелкий сюжет. Таким образом, любой из шести листов иллюстраций может представлять собой шесть карточек или, как их называет автор, дощечек. То есть всего, если разрезать все иллюстрации по указанным линиям, получается 36 карточек-дощечек. А при разном соединении этих дощечек можно «представить глазам более двух сот тысяч видов»! Какое же разнообразие предлагалось ребенку! 

Но это ещё не всё. Автор этой игры хотел бы, чтобы ребенок не просто так, бездумно, прикладывал одну картинку к другой, а делал это осмысленно, познавая историю, географию, искусства, картины природы. Вот почему ко второй части книги прилагаются некоторые сведения, которыми ребенок должен руководствоваться в этой новой игре. 

Глинка Сергей Николаевич (1776 – 1847) – известный прозаик, поэт, драматург, мемуарист, журналист. Глинка обучался в Сухопутном корпусе, где получил отличное образование и то мировоззрение, которому оставался верен на протяжении всей своей жизни: он предъявлял высокие нравственные требования и к себе, и к своему окружению, считал, что возможно улучшить жизнь благодаря активной деятельности частных лиц. Сначала Глинка занимался переводами, затем начал писать пьесы, а вскоре начал издавать ставший впоследствии известным журнал «Русский вестник». В детских произведениях Глинки отчетливо прослеживаются его основные идеи: вера в добрую природу человека, высокий нравственный пафос, стремление развить в ребенке интерес к окружающему миру и привить «познавательное любопытство».
назад к книге Оглавление
страница
масштаб
поворот страницы
вид
скачать
Загрузка...