Оглавление
Предисловие
3
Глава первая. Основные черты областной реформы 1719 г.
17
I. Общий характер реформ Петра Великого
17
Законодательство московского государства
17
Значение обычая
18
Борьба реформы с обычаем
19
Всеобъемлющая полицейская деятельность государства Петра
19
Разум, как руководящее начало реформы
28
II. Абсолютизм м рационализм государства Петра В., как обще-европейские явления XVII-XVIII в.
30
Западно-европейская политическая действительность
30
Политические идеи
30
Знакомство Петра и русского общества с этою действительностью и идеями
34
Рационализм законодательства Петра
37
Необходимость перемены учреждений в связи с задачами реформы
40
III. Заимствование учреждений с запада
41
Последовательность западного влияния
41
Неудача самостоятельных политических построений
43
Выбор западных учреждений
45
Почему получили предпочтение шведские
46
Переработка шведских учреждений
47
Отзыв Фокеродта об административной реформе
50
IV. Правильное разчленение учреждений
52
Отсутствие общего плана реформы
52
Беспорядок системы приказов XVII в.
54
Преимущества коллегиального порядка
55
Распределение дел между коллегиями
57
Дифференциация органов местного управления. отделение суда от администрации
57
Разветвление органов администрации
58
V. Однообразование областного разделения
60
Регламентация учреждений
61
Эволюция областной единицы
61
Губерния 1708 г.
63
Подразделения губернии
63
Провинция и дистрикт
65
VI. Однообразие областного управления
68
Областное управление XVII в.
68
Отделение центральных инстанций от областных
71
Однообразие устройства местных органов
71
Однообразие их деятельности
72
VII. Задачи, поставленные учреждениям 1719 г.
74
На учреждениях 1719 г. отразился дух времени
74
Бюрократизм
75
Широта задач, поствленных учреждениям
78
Идеализм реформатора
81
Глава вторая. Областные административные учреждения
83
I. Организация провинциальных учреждений
83
Организация коллегий
83
Устройство камер-коллегии
84
Назначение провинциального штата
85
Вступление его в действие
86
Прежняя администрация медлит расставиться с провинцией
89
Беспорядок в управлении вследствие смены администраций
91
II. Отношение провинции к губернии и к центральным органам
92
Самостоятельное значение провинции
92
Отношение к губернатору
93
Вмешательство губернаторов в провинциальное управление
94
Значение губернаторского деления после 1719 г.
95
Воеводы охраняют свою самостоятельность
97
Отношение провинуии к сенату и коллегиям
98
Отношение ее к камер-коллегии
100
III. Полицейская деятельность провинциальной администрации
103
Анализ воеводской инструкции
103
Деятельность воеводы по данным практики
107
Заботы о безопасности
110
Медицина и общественное призрение
112
Народное просвещение
113
Другие предметы полицейской деятельности, указанные инструкцией
114
IV. Средства и характер провинциальной администрации
117
Отсутствие ресурсов на удовлетворение местных нужд
117
Отсутствие инициативы, как результат исключительной работы для центра
119
Воевода - агент исполнитель в местности
121
Провинциальная администрация 1719 г. служит продолжение губернской 1708 г.
122
V. Отношение провинциальной администрации к классам провинциального общества
124
Двоякие функции местных органов власти
124
Отношение к дворянству. В какой степени провинуиальный воевода удовлетворяет интересы дворянства
125
Исполнение требований правительства, предъявляемых к дворянству
128
Отношение провинциальных властей к городу до издания регламента главного магистрата
129
Отношение после издания этого регламента
133
VI. Отношение провинциальной администрации к классам провинциального общества
138
Церковные земли. Изъяте их из ведомства общей адсинистрации и восстаовление монастырсного приказа
138
Комиссары синодальной команды
139
Вмешательство общей администрации в управление церковных земель
140
Правительство само уполномочивает к такому вмешательству
141
Дворцовые земли
142
Резюме
143
VII. Финансовая деятельность провинциальной администрации
144
Финансовая деятельность воеводы по инструкции
144
Деятельность его на практике
146
Обязанности камерира
146
Отношение воеводы к камериру
147
Прямые налоги
150
Косвенные сборы
152
Судебная деятельность камерира
153
Рентмейстер
155
VIII. Земский комиссар
156
Два периода в истории института земских комиссаров
156
Земские комиссары 1719-1724 гг. назначались камер-коллегией
157
Округ земского комиссара
162
Отношение к воеводе и камериру
164
Подчиненные комиссары
164
Деятельность земского комиссара. Общий характер
165
Полиция безопастности
165
Отношение к судебным органам
167
Исполнительная деятельность
170
Пути сообщения
172
Движение полков через дистрикт
174
Сборы повинностей
175
Отношение к городу
178
Глава третья. Областные судебные учреждения
180
I. Подготовка судебной реформы
180
Назначение президентом юстиц-коллегии
180
Подготовительные работы
181
Проект Матвеева
183
Проект Фика
186
Значение обоих проектов в организации судебных цчреждений
187
Отделение суда от администрации
188
II. Центральные судебные учреждения
189
Судебное значение сената
189
Организация юстиц коллении
192
Значение юстиц-коллении, как органа, ведающего администрацию судебных учреждений
194
Значение ее, как судебного ьрибунала
198
III. Надворные суды
201
Организация областных судебных учреждений
201
Округи надворных судов
202
Состав надворных судов
203
Проект инструкции надворному суду
205
Прокуроры при надворных судах
210
Компетерция надворного суда
214
Сравнение с шведским оригиналом
218
IV. Нижние суды 1719-22 гг.
219
Коллегиальные нижние суды
219
Городовые судьи
221
Компетенция нижнего суда
222
Нижние суды единоличные не были в низшей инстанцией относительно нижних судов коллегиальных
225
V. Взаимоотношение судебных инстанций
230
Движение дел по инстанциям: по инициативе сторон
230
по свойству дела
231
по инициативе судьи
231
по инициативе высшей инстанции
234
Нетвердость судебных решений
234
VI. Судебные учреждения и областная администрация
237
Отступления от начала разделения властей
237
Отношения судобной и административной власти по закону
240
Отношения между ними на практике. Участие судей в администрации
242
Вмешательство администации в судебные дела
244
Столкновения органов суда и администрации
247
VII. Судебная реформа 1722 г.
251
Причины издания указов 1722 г.
251
Устройство судебной системы по этим указам
253
Провинциальные суды
253
Значение асессоров
255
Судебные комиссары
258
Число инстанций
259
Реакционный характер указов 1722 г.
260
Остатки разделения властей с 1722 г.
261
VIII. Результаты судебной реформы
262
Изменения в процессе
262
Причины неуспеха судебной реформы
262
Медленность суда
264
Его бессилие
267
Неуважение к нему общества
270
Глава четвертая. Областные учреждения 1719 г. не соответствовали средствам общества
273
I. Недостаток денежных средств
273
Предварительные замечания
273
Вознаграждаемость гражданской службы при Петре
274
Вопрос о стоимости областных учреждений при обсуждении реформы
277
Неисправность казны в выдаче жалованья
279
Последствия этой неисправности
283
II. Недостаток личных средств
286
Усиленный спрос, предявленный реформой к служилому классу
286
Недостаток приказного люда
288
Смотры, как средство контроля за состоянием служилого класса
290
Смотр 1722 г.
292
Вызовы на смотры отвлекали служилый персонал от обязанностей по управлению
294
III. Недостаток подготовки у служилого персонала
298
Новые формы и задачи администрации
298
Воспитание служилого персонала не развивало в нем качеств, необходимых для новых требований
299
Злоупотребления областной администрации и суда
303
IV. Органы надзора в провинции
311
Организация института фискалов
311
Обязанности фискалов
316
Средства надзора
317
Отношение администрации и общества к институту
320
Сенаторская ревизия
324
Ревизоры военной коллении
326
V. Гвардейцы в роли органов надзора в провинции
327
Недействительность органов надзора
327
Отношение Петра к гвардии
328
Деятельность гвардейцев в провинции
329
Их отношение к областной администрации
331
Глава пятая. Областная реформа и подушная подать
338
I. Перепись начеления и ревизия
338
Идея подушной подати и расположения полков армии на души
338
Пеперись населения
342
Ревизия переписи и организация "переписных канцелярий"
344
Неясность социального состава населения, как причина медленного хода переписи
348
II. Сопротивление населения переписи
359
Способы и размеры утайки душ
359
Законодательство о взысканиях за утайку
361
Усатие переписных канцелярий в выработке и исполнении этого законодательства
365
Другие причины медленности переписи
369
III. Расположение полков на души
371
Пробное расположение двух полков в новгородской провинции
371
Составление общего плана расположения полков
376
Постройка "вечных квартир"
383
Медленный ход построек
388
Передвижение полков на квартиры
392
IV. Провинциальная администрация и переписные канцелярии
394
Переписные канцелярии приобретают характер постоянных учреждений в области
394
Круг деятельности переписчиков
396
Поручение им административных дел
397
Отношение переписчиков к провинциальной администрации
400
V. Провинциальная администрация и полковые штабы
406
Отношение полков к населению
406
Участие полковника в делах местного управления: сбор подушной
408
дела, связанные с производством сбора
409
дела общеадсинистративного характера
410
Отношение полковой администрации к провинциальной
412
VI. Выборный комиссар от земли
420
Различие его от земского комиссара, назначавшего ся камер-коллегией
420
Первые общие выборы комиссаров от земли в конце 1723 г.
421
Выборы комиссара имели значение повинности
425
Перемена в значении уездной дворянской корпорации
425
Признаки корпоративной деятельности уездных дворянских общества в первой четверти XVIII в.
431
Избирательные съезды для выбора комиссаров от земли
435
VII. Выборный комиссар от земли
440
Полковой дистрикт
440
Значение уезда при образовании дистриктов
442
Инструкция комиссару от земли
443
Связь комиссара от земли с полком
446
Обязанности комиссара от земли сверх сбора подушной
447
Отношение его к камер-коллегии
449
Отношение его к провинциальным и полковым властям
450
Прежние камер-коллежские земские комиссары продолжают существовать в 1724-27 гг.
452
Резюме главы пятой
457
Глава шестая. Отмена областных учреждений Петра Великого
460
I. Резюме предыдущего
460
Идеалы реформы
460
Деятельность административных учреждений
462
Судебные учреждения
465
Областные учреждения и общество
468
Влияние подушной подати
469
Моменты в разрушении областных учреждений
470
II. Расстройство финансового хозяйства в конце царствования Петра
471
Проект перемен в администрации, предложенный Фиком
471
Отзыв Кохиуса
474
Неаккуратность отчетности
474
Размеры нодоимок
476
III. Расстройство народного хозяйства
479
Неурожаи
479
Увеличение податной тягости: возрастание цифр налога
482
сборы сверх подушной
484
раскладочный характер подушной в связи с побегом крестьян
487
IV. Областные учреждения Петра В. рассматривались в 1725-27 гг. как причина расстройства финансов и народного хозяйства
494
Записка Ягужинского
494
Доклад сената
497
Мнение генералитета
498
Мнения в верховном тайном совете: критика областной реформы Петра
500
V. Отмена областных учреждений Петра В.
508
Вывод военных команд из уездов
508
Отмена рентмейстеров и вальдмейстеров
509
Реакционные взгляды
510
Черты воеводского управления 1727 г.: слияние власти
512
Восстановление воевод в городах, где они бывали в XVII в.
516
Иерархический порядок
518
Задачи местного управления по наказу 1728 г.
520
VI. Положительные результаты областной реформы 1719 г.
522
Непрочность областных учреждений 1719 г.
522
Они не были основаны на сознательно и твердо усвоенном принципе
523
Они не заинтересовали правящего общественного класса
529
Влияние областных учреждений Петра В. на дальнейший порядок местного управления
535
Приложения
539
Областная реформа Петра Великого. Провинция 1719-27 гг.
Областная реформа Петра Великого. Провинция 1719-27 гг.
Список томов
назад к книге
Оглавление
страница
масштаб
поворот страницы
вид
скачать
Загрузка...