Оглавление

Правила для юнкеров 1-го военного Павловского училища

В 1863 году специальные классы кадетских корпусов (кроме Пажеского, Финляндского, Оренбургского и Сибирского) были сведены в три военных пехотных училища, получивших названия: 1-е Павловское, 2-е Константиновское и 3-е Александровское. Основной контингент поступающих в военные училища составляли воспитанники военных гимназий (кадетские корпуса были преобразованы в гимназии военного ведомства, и в них была временно отменена строевая подготовка). Остальные же юнкера набирались из числа окончивших средние учебные заведения гражданского ведомства – они составляли примерно 1/3 от общего числа учащихся. В военные училища принимались неженатые молодые люди в возрасте от 17 до 28 лет. Продолжительность обучения составляла 2 года. Контингент юнкеров равнялся приблизительно 300 человек. Окончившие училища по первому разряду получали чин подпоручика, по второму – прапорщика. Согласно Положению о военных училищах, утвержденному в 1867 году, прием в них производился из среды привилегированных классов (освобожденных от рекрутской повинности). Только после введения всесословной воинской повинности в 1874 году было разрешено принимать в училища лиц всех сословий, однако и после этого большая часть юнкеров принадлежала к числу дворян. 1-е Павловское военное училище было создано в августе 1863 года по указу императора Александра II на базе Павловского кадетского корпуса, передавшего училищу своё знамя, административно-хозяйственную часть и даже кадровый состав. Начальником училища был назначен будущий военный министр генерал-майор Пётр Семёнович Ванновский. Содержащиеся в данных Правилах, и сведенные в 90 параграфов, жесткие требования по отношению к поведению юнкеров, как в стенах Училища, так и за его пределами, регламентировали не только нормы воинской дисциплины, но и морально-нравственные и социально-этические аспекты их поведения в быту. Так, в параграфе 12 содержится весьма характерное для эпохи Великих реформ запрещение юнкерам даже теоретической возможности их участия в каких-либо «тайных кружках и обществах». В строевом отношении 1-е Павловское военное училище составляло батальон из 4 рот. Обучение воспитанников состояло из практических и теоретических занятий, распределенных на 2 года. В младшем классе программа предусматривала подготовку унтер-офицеров, а в старшем классе – инструкторов-офицеров. Во главе училища стоял начальник в чине генерала или полковника, назначавшийся Высочайшим приказом и имевший права начальника дивизии. Ему непосредственно подчинялся батальонный командир. Батальонный командир наблюдал за соблюдением его подчиненными дисциплины и чинопочитания, за воинским порядком и точным исполнением обязанностей службы, а также за нравственностью юнкеров, их строевой подготовкой и внеклассными занятиями. Кроме того, на него возлагалось и общее наблюдение за хозяйственной частью (обмундирование, снаряжение, правильность ведения отчетности). Ротные командиры руководили службой, строевым образованием и воинским воспитанием юнкеров и непосредственно заведовали ротным хозяйством. Младшие офицеры назначались начальником училища из состава офицеров строевых частей или военно-учебных заведений. При этом они должны были быть в чине не выше штабс-капитана гвардии или капитана армии. Они также должны были прослужить в офицерском звании не менее 5 лет, из них непосредственно перед назначением в училище не менее 2 лет в строю. Ближайшими помощниками офицеров в деле военного образования юнкеров были портупей-юнкера и фельдфебели. В училище преподавались следующие предметы: тактика, военная история, артиллерия, фортификация, военная топография, законоведение, военная администрация, Закон Божий, русский, французский и немецкий языки, механика и химия. На лето училище выходило в лагеря в Красное Село.
назад к книге Оглавление
страница
масштаб
поворот страницы
вид
скачать
Загрузка...