Оглавление

  • Отдел второй. Субъект и объект 229
    • Глава первая. Субъективный идеализм и его кризис в системe Фихте 231
      • Две пары противоположностей: рациональное—иррациональное и субъект — объект. Абсолютное, как единство четырех сторон. Четыре односторонних понимания Абсолютного. Абсолютное, как объект и как субъект. Субъективный идеализм, как исходной пункт философии Фихте. Кризис субъективного идеализма в 1800 г. Свобода и нравственность, как иллюзии. Веpa, как исход. Эволюция понятия субъекта в первом периоде. Неясность понятия. Субъект, как индивидуум. Субъект, как моральное лицо. Субъект, как сознание вообще. Попытки преодоления субъективного идеализма в Наукоучении 1794 г. Догматический идеализм отвергается. Субъект и объект созидаются актом противоноставления. Перенос закона противопоставления в субъект. Признание неправильности такого переноса: Первое Наукоучение хочет быт идеал-реализмом: оно вводить вещь в себе, как идею. Нерешенная проблема 231
    • Глава вторая. Проблемы субъекта и объекта, идеализма и реализма в Наукоучении 1804 года. Восхождение к Абсолюту 248
      • Преодоление объективного реализма и субъективного идеализма. Абсолютное не есть ни вещь, ни представление. Чистое знание, или разум, как противопоставление. Субъект и объект, как противоположности. Сознание не есть Абсолют. Сознание не творит истину. Сознание само созидается чистым знанием. Признание чистого знания, разума, понятия за Абсолютное. Идеализм понятия и его преодоление. Признание иррациональной жизни за Абсолютное. Реализм переживания и его преодолние. Абсолютное, как единство противоположностей рационального и иррационального. Восхождение к Абсолюту. Фихте и Плотин. Трансцендентность Абсолютного 248
    • Глава третья. Корреляция субъекта и объекта и ее значение в системе философии: 263
      • Нерешенная проблема. Произведения 1812 и 1813 г. Понятие объективного у Канта и Фихте. Субъект, как источник заблуждения. Наука, как отстранение субъективного. Значение субъекта и объекта в логике. Критическое напоминание о субъекте. Идентитет субъекта и объекта в логике. Субъективное, как объект, как бытие своего рода. Природа и дух. Пафос объективности. Противоположности борющиеся и согласованные. Логика природы. Значение субъекта в этике и эстетике. Идентитет субъекта и объекта в этике и эстетике. Противопоставления бытия и явления, материи и духа, липа и вещи, творца и творения. Единство субъекта и объекта, как идея, как бесконечная задача 263
  • ОТДЕЛ ТРЕТИЙ. Царство природы и царство свободы 283
    • Глава первая. Проблема объективной этики в трансцендентальном идеализме 285
      • Антиномия свободы и необходимости. Свобода и природа. Интуиция свободы и проблема практического разума. Антиномия свободы и необходимости у Канта. Ее решение при помощи метафизической субстанции свободы и субъективного идеализма у Фихте. Иллюзорность решения. Попытка обоснования посредством веры. Проблема рациональной этики в онтологической системе философии. Сфера этического опыта. Факты материальной культуры, права и государства и индивидуальной этической жизни. Гипотеза натуралистического монизма и гипотеза свободы 285
    • Глава вторая. Категории природы, как условия возможности свободы 302
      • Проблема свободного действия. Свобода, как гипотетическое начало. Многогранность понятия. Свобода, как система категории. Категории природы, являющаяся условиями свободы: причинность, взаимодействие, влечение к взаимодействию, организм. Проблема жизни у Канта, Фихте и в современной философии. Организм, как посредствующее звено между механической причинностью и свободой. Одушевленный организм. Сознание. Сознательное влечете. Закономерность в миpе неорганическом и органическом. Дедукция тела. Разнообразная подвижность сознательного организма. Волюнтаризм Фихте. Хотиние. Низшая способность хотения, как высшая ступень природы. Проблема взаимодействия тела и души. Решение в духе субъективного идеализма и его иллюзорность. Утонченный спиритуализм в дух Плотина. Критика спиритуалистической гипотезы. Проблема сознания в онтологической системе философии 302
    • Глава третья. Переход от царства природы к царству свободы 341
      • Проблема синтеза природного влечения и чистого стремления. Синтез взаимного ограничения и его несовершенство. Свобода, как отрешение от природы и как формирование природы. Этика отрещенная и конкретная. Срощение природы и свободы. Понятия формы и материи, порядка и разнообразия, высшей системы и низшей. Отклонение в сторону акосмизма и его причины 341
    • Глава четвертая. Основные категории свободы 366
      • Царство свободы, как качественно новое. Система категории свободы. Категория количества. Всеобщность. Бесконечность. Bсе времена. Будущее в этике. Непрерывность в этике. Категория реляции. Цель и средство. Целесообразность и причинность. Проблема конечной цели. Конечная цел, как бесконечная задача. Двоякий смысл этой задачи. Категория модальности. Законы природы и свободы, их модальное различие. Свобода, как сфера возможностей. Свобода выбора. Действие, как переход от возможности к действительности. Сфера природных возможностей. Свобода, как незнание причинъ. Неправда детерминизма. Необходимость этическая и природная. Свобода, как переход от низшей ступени к высшей. Свобода выбора, как переходное состояние. Аффект свободы и произвола. Властный характер. Исчерпание свободы. Категория качества. Субъект, самосознание. Прообраз в душе. Личность, как самоцель. Дальний и ближний. Тело и душа. Дедукция общества. Ее смысл. Система индивидуумов, как особая ступень бытия. Взаимодействие я и ты. Aufforderung. Принцип взаимности. Критерии добра. Проблема индивидуальности. Два течения: индивидуальность, как зло, и как этическая ценность. Индивидуальность и актуальная бесконечность. Конкретная этика. Индивидуальная нравственная задача и ее иррациональность. Демон Сократа. Конкретная всеобщность 366
    • .
  • ОТДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. Право и нравственность 411
    • Глава первая. Дедукция права и государства 413
      • Взаимоотношение свободных лиц, как правоотношение. Правотношение, как разграничение сферы внешней свободы. Право регулирует деятельность во внешнем мире. Правоотношение возможно лишь между субъектами. Субъект права и субъект психо-физический. Договор, как условие правоотношения. Договорный характер права. Позитивный закон, как договор. Договорная теория, как рационализм. Договор собственности. Гарантии правоотношения. Договор защиты. Дедукция государственной власти. Организация правового принуждения. Власть, как общая воля. Народный суверенитет. Руссо и Фихте. Право, как частое отрицание, как граница свободы. Проблема естественнаго права у Фихте 413
    • Глава вторая. Система конкретной этики. Хозяйство, право, нравственность 433
      • Противопоставление права и нравственности, и их единство. Право, как условие возможности и нравственности. Право лежит посредине между природой и нравственностью. Техника, как первая ступень практическаго разума; Право, как организованное хозяйство. Хозяйственный базис права и государства. Этический идеализм и экономический материализм. Техническая и юридическая сторона хозяйства. Абстрактное понятие свободы и вопрос о содержании действии. Поддержание жизни, как первая цель деятельности. Национальное богатство и его этническая ценность. Ступень высшей нравственности. Формулировка различия права и нравственности у Фихте. Понятие индивидуальной нравственной заповеди. Категория высшей нравственности и их систематическая связь. Их отиошение к категориям права. Проблема оправдания права и государства, как проблема соотношения ступеней. Моральный анархизм и антиномия в праве. Правовое принуждение и социальное воспитание. Непротивление злу. Хозяйство и право, как условия возможности индивидуальности и индивидуального общения 433
  • Этика Фихте

    Философская мысль в разрешении этических проблем поддерживает непрерывную духовную связь с немецким классическим идеализмом. Она может принять, или отвергнуть этот последний, но не может его обойти, не в праве его игнорировать. То, что делает Фихте особенно близким для Вышеславцева, это онтологизм, непрестанное устремление к Абсолютному, и иррационализм, преодоление догматическаго рационализма.

    Выяснение того, как Фихте понимал трансцендентальный метод, составляет начало этой работы; затем рассматривается преодоление субъективизма, которое дается в результате неуклонного и радикальнаго проведения трансцендентализма; и наконец, совершается переход к трансцендентальному обоснованию царства свободы, к обоснованию хозяйства, права и нравственности.
    назад к книге Оглавление
    страница
    масштаб
    поворот страницы
    вид
    скачать
    Загрузка...