Календарь | ||
8 января
Брюсов календарь. Начало 18 века
1709 год. 8 января (28 декабря ст.ст.) в Москве был издан первый гражданский «Брюсов» календарь«Брюсов календарь. Под этим названием известен календарь, составление которого приписывается Брюсу (Як. Вилимовичу), якобы астрологу и чернокнижнику. Самый календарь, ставший образцом для всех позднейших изданий с предсказаниями, был отгравирован впервые в 1709 г. на меди и состоял из шести отдельных листов. Единственный полный экземпляр этого календаря хранится в Эрмитаже (в собрании гравюр и карт); неполный экземпляр имеется в Публичной библиотеке. На первом листе календаря читаем заглавие: "Ново сия таблица издана, в ней же предложено вступление Солнца в 12 зодий приближно, такожде восхождения и захождения Солнца, яко на оризонт сей, тако и со оризонта; еще же величество дней и нощей в царствующем граде Москве, яже имеет широту 55 градусов 45 минут; вычтена и тиснению предана обще, яко на едино лето, тако и на прочие годы непременно, повелением его царского величества, во гражданской типографии, под надзрением его превосходительства, господина генерала лейтенанта Якова Вилимовича Брюса, тщанием библиотекаря Василия Киприянова: мая 2-го, 1709 г.". Первый лист дает сведения исключительно астрономического характера; во втором же, выпущенном через шесть месяцев (1 ноября 1709), помещены святцы, собственно календарь и церковные справки: "Неисходимая пасхалиа по ключевым пасхалным литерам. О празницех яже каждого лета преходят". На третьем листе, создавшем знаменитость всему произведению Киприянова и его ближайшего сотрудника Алексея Ростовцова, читаем: "Презднаменование времени по всякой год по планетам; еще же не точно знаменование времени, но и многих расположенных избранных вещей, которые деются от каждой сильнейшие и господствующие планеты, через кийждо год по вся четыре времени всего лета. Переведена с латинского диалекта из книги Иоанна Заган; чином же учрежденная и тиснению предана повелением его царского величества во гражданской типографии, в Москве 1710 г., под надзрением его превосходительства господина генерала лейтенанта и кавалера Якова Вилимовича Брюса". А внизу помещено: "Употребление всея таблицы с кругом солнечным и вруцелетием по 112 лет (то есть с 1710 по 1821 г.), по которым осмотря лето желаемое и круг солнца, по оному обретати имаши господствующую планету и действы через весь год яже изъявлены под каждой планетой. Трудом и тщанием библиотекаря Василия Киприянова". Из приведенной надписи становится очевидным, что все приводимые за последние годы "предсказания по Я. Брюсу" являются произведением досужих людей и ничего общего не имеют с книгой астролога Загана. На четвертом листе надпись: "Предзнаменование действ на каждый день по течению луны в зодии"; ниже 12 знаков зодиака и Луны следуют три таблицы, из которых узнаем, когда следует "кровь пущать, мыслить почать, брак иметь или в жену пояти", в какое время нужно "кровь и жильную руду пущать, чины и достоинства восприимать, долг платити, чтоб обсуждения не было, прение начати и в нем причины искати".
Цитируется по: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Спб: Издательское общество Ф. А. Брокгауз — И. А. Ефрон. 1890-1907 гг.
История в лицахП.И. Богатырев: У Брюса была такая книга, которая открывала ему все тайны, и он мог посредством этой книги узнать, что находится на любом месте в земле, мог сказать, у кого что где спрятано... Книгу эту достать нельзя: она никому в руки не дается и находится в таинственной комнате в Сухаревой башни, куда никто не решается войти
Цитируется по: Грачева И. Яков Брюс. Реальность и легенды//Наука и жизнь. №3, 1998 год
Мир в это время
«Страдивари, Страдивариус (Stradivari, Stradivarius) Антонио [возможно, 1643 (или 1648, 1649), Кремона, - 18.12.1737, там же], итальянский скрипичный мастер. Ученик Н. Амати. Открыл в Кремоне собственную мастерскую (около 1667). Многие годы работал в манере своего учителя, около 1704 изготовил наиболее совершенную модель. В 1704-25 создал лучшие по концертным качествам скрипки ясного, сочного тембра. Инструменты Страдивари отличают совершенство художественного оформления, изящество, гармоничность формы, тщательность в подборе древесины, красота лака. Делал также виолончели и альты. На инструментах Страдивари играют крупнейшие современные музыканты. В государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов в Москве хранятся несколько скрипок, альт и виолончель работы Страдивари (они выдаются для концертных выступлений выдающимся советским исполнителям). Учениками С. были его сыновья Франческо (1671-1743) и Омобоно (1679-1742), а также К. Бергонци.» Цитируется по: Большая Советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1970–1977 гг.
|
даты
Конвертация дат материалы О календарях
|