Календарь


Увоз вечевого колокола. Летописная миниатюра XV века.

1478 год. 10 января посланники Ивана III потребовали от жителей Новгорода присягнуть Великому князю

«[1478 г.] Генваря 8 владыка Феофил, Посадники и Житые люди молили Великого Князя снять осаду: ибо теснота и недостаток в хлебе произвели болезни в городе так, что многие умирали. Иоанн велел Боярам своим условиться с ними о дани и хотел брать по семи денег с каждого земледельца; но согласился уменьшить сию дань втрое. "Желаем еще другой милости, - сказал Феофил: - молим, чтобы Великий Князь не посылал к нам своих писцов и даньщиков, которые обыкновенно теснят народ; но да верит он совести Новогородской: сами исчислим людей и вручим деньги, кому прикажет; а кто утаит хотя единую душу, да будет казнен". Иоанн обещал. Генваря 10 Бояре Московские требовали от Феофила и Посадников, чтобы двор Ярославов был немедленно очищен для Великого Князя и чтобы народ дал ему клятву в верности. Новогородцы хотели слышать присягу: Государь послал ее к ним в Архиепископскую палату с своим Подьячим. На третий день Владыка и сановники их сказали Боярам Иоанновым: "Двор Ярославов есть наследие Государей, Великих Князей: когда им угодно взять его, и с площадью, да будет их воля. Народ слышал присягу и готов целовать крест, ожидая всего от Государей, как Бог положит им на сердце и не имея уже иного упования". Дьяк Новогородский списал сию клятвенную грамоту, а Владыка и пять Концов утвердили оную своими печатями. Генваря 13 многие Бояре Новогородские, Житые люди и купцы присягнули в стане Иоанновом. Тут Государь велел сказать им, что пригороды их, Заволочане и Двиняне будут оттоле целовать крест на имя Великих Князей, не упоминая о Новегороде; чтобы они не дерзали мстить своим единоземцам, находящимся у него в службе, ни Псковитянам, и в случае споров о землях ждали решения от Наместников, не присвоивая себе никакой своевольной управы. Новогородцы обещались и вместе с Феофилом просили, чтобы Государь благоволил изустно и громко объявить им свое милосердие. Иоанн, возвысив голос, сказал: "Прощаю и буду отныне жаловать тебя, своего богомольца, и нашу отчину, Великий Новгород». Цитируется по: Карамзин Н.М. История государства Российского. М.: Эксмо, 2006
Цитируется по: Дипломатический словарь. В 2-х томах. Том 2. Под ред. А. Я. Вышинского и А. С. Лозовской. М.: ОГИЗ, 1948-1950

История в лицах


Краткий Кирилло-Белозерский летописчик:
Лета 6985 прииде из Новгорода из Великого на Москву отвечать и искать Захария Овинов, а наперед того не бывало.
Того же лета преставись Пафнотей Боровской.
Лета 6986 взятье Великаго Новагорода.
Того же лета брань была митрополиту с Ростовским архиепискупом о Кириллове монастыре

Цитируется по: Краткие летописцы XV-XVI вв. // Исторический архив, Том V. М-Л. 1950


Мир в это время


    В 1737 году в Неаполе открывается оперный театр Сан-Карло.

    Театр Сан-Карло в Неаполе. Гравюра середины 19 века.


    "САН-КАРЛО" (Teatro di San Carlo) - итальянский театр оперы и балета. Здание построено в Неаполе архитекторами А. Медрано и А. Карасале. Театр открылся 4 ноября 1737 года оперой-сериа "Ахилл на Скиросе" Сарро и балетами на античные темы. В 18 веке здесь поставлены оперы Л. Лео, Л. Винчи, Н. Порпора, И. Гассе, Н. Логрошино, Э. Дуни, Н. Йоммелли, Б. Галуппи, X. В. Глюка, Н. Пиччини, А. Саккини, И. X. Баха, Т. Траэтты, П. Гуль-ельми, И. Мысливечека, Дж. Паизиелло, Н. Цинга-релли, Д. Чимарозы, Ф. Паэра и др. В 18-19 вв. театр арендовали различные предприниматели и труппы. Самым видным импресарио был Д. Барбая, руководивший в 1809-40 всеми театрами Неаполя, в т. ч. и "Сан-Карло".

    На сцене театра в 18 веке выступали сопранисты - Дж. Манцуоли, Г. Пакьяротти, Ф. Тендуччи и др.; тенора -Г. Бабби, Д. Момбелли, Джакомо Давид и др.; певицы - К. Габриелли, Л. Агьяри, А. де Амичис, Б. Банти-Джорджи, Дж. Грассини и др.

    В 1-й половине 19 века в " Сан-Карло" были впервые поставлены оперы Дж. Россини: "Елизавета Английская" (1815), "Отелло" (1816), "Армида" (1817), "Моисей" (1818), "Зельмира" (1822) и др.; Г. Доницетти: "Эльвида" (1826), "Пария" (1829), "Фауста" (1832),"ЛючиядиЛаммермур" (1835), "Полиевкт" (1848) и др.; Дж. Верди: "Альзира" (1845), "Луиза Миллер" (1849), оперы В. Беллини, С. Меркаданте и др. Во 2-й пол. 19 в. в т-ре шли оперы Р. Вагнера, Ш. Гуно, Дж. Мейербера, Ж. Бизе, А. Тома, Дж. Пуччини. В 19 веке на сцене " Сан-Карло» выступали певцы И. Коль-бран, А. Ноццари, М. Гарсиа, Д. Донцелли, Дж. Паста, Л. Лаблаш, А. Патти, Р. Станьо, Ф. Таманьо и многие другие; работали хореографы Г. Джоя и С. Тальони, балерины Ф. Черрито, К. Гризи, Л. де Лоренцо, А. Висконти и др. В 20 в., наряду с классическими операми (в том числе русские - "Князь Игорь" и др.), театр ставит и современный репертуар: "Турандот" Пуччини, "Юдифь" Онеггера. Среди исполнителей певцы: Б. Джильи, Т. Скипа, М. Канилья, Дж. Лаури-Вольпи. М. Дель Монако, М. Каллас, Р. Тебальди, И. К. Архипова, балерины Р. Гранди, М. Бардин, Э. Маццуккелли, В. Нарди, В. Сильвестре, Б. Ломбарди, Н. Коломбо. Работают хореографы Р. Грасси и Б. Галлиция, в 1950-57 в " Сан-Карло " гастролировали лучшие зарубежные балетные труппы».
    Цитируется по: Театральная Энциклопедия. Том 4. М.: Советская энциклопедия, 1965
даты

Декабрь 2021
Конвертация дат

материалы

О календарях
  • Переход на Григорианский календарь Название «григорианский» календарь получил по имени папы римского - Григория XIII (1572 — 1585), по чьему указанию он был разработан и принят.
  • КАЛЕНДАРЬ (от лат. calendarium, букв. - долговая книга, называвшаяся так потому, что в Др. Риме должники платили проценты в первый день месяца - в т. н. календы...>>>


Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.