Календарь


Закладка Десятинной церкви в Киеве в 989 г. В.П.Верещагин. Вторая половина XIX века

996 год. 12 мая в Киеве была освящена Десятинная церковь


Фундамент Десятинной церкви. Источник - Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси. Л.: Наука, 1986


[994-996 гг.] Россия года два или три наслаждалась потом тишиною. Владимир, к великому своему удовольствию, видел наконец совершение каменного храма в Киеве, посвященного Богоматери и художеством Греков украшенного. Там, исполненный Веры святой и любви к народу, он сказал пред олтарем Всевышнего: "Господи! В сем храме, мною сооруженном, да внимаешь всегда молитвам храбрых Россиян!" - и в знак сердечной радости угостил во дворце Княжеском Бояр и градских старцев; не забыл и людей бедных, щедро удовлетворив их нуждам. - Владимир отдал в новую церковь иконы, кресты и сосуды, взятые в Херсоне; велел служить в ней Херсонским Иереям; поручил ее любимцу своему Анастасу; уставил брать ему десятую часть из собственных доходов Княжеских и, клятвенною грамотою обязав своих наследников не преступать сего закона, положил оную в храме. Следственно, Анастас был Священного сана и, вероятно, знаменитого, когда главная церковь столицы (доныне именуемая Десятинною) находилась под его особенным ведением. Новейшие Летописцы утвердительно повествуют о Киевских Митрополитах сего времени, но, именуя их, противоречат друг другу. Нестор совсем не упоминает о Митрополии до княжения Ярославова, говоря единственно о Епископах, уважаемых Владимиром, без сомнения Греках или Славянах Греческих, которые, разумея язык наш, тем удобнее могли учить Россиян.
Цитируется по: Карамзин Н.М. История государства Российского. М.: Эксмо, 2006

История в лицах


Лаврентьевская летопись:
Володимеръ видѣвъ цр҃квь свершену . вшедъ в ню и помолисѧ Бу҃ гл҃ѧ . Гс̑и Бе҃ призри с н҃бсе и вижь . и посѣти винограда своѥго . и сверши ӕже насади десница твоӕ . новъıӕ люди си . имже ѡбратилъ ѥси срд̑це в разум̑ . познати тебе Ба҃ истинного . и призри на црк҃вь твою си . юже создах̑ недостоинъıи рабъ твои . въ имѧ рожьшаӕ тѧ Матере . приснод҃въıӕ Бц҃а . аже кто помолитьсѧ въ црк҃ви сеи . то оуслъıши млт҃ву ѥго . млт҃въı ради прчс̑тъıӕ Бц҃а . и помолившюсѧ єму . рекъ сице даю цр҃кви сеи ст҃ѣи Бц҃и . ѿ имѣньӕ моѥго и ѿ градъ моихъ десѧтую часть . и положи написавъ клѧтву въ цр҃кви сеи реч̑ . аще кто сего посудить да будет̑ проклѧтъ . и вдасть десѧтину Настасу Корсунѧнину . и створи праздникъ великъ въ тъ дн҃ь . болѧром̑ и старцемъ людьским̑ . и оубогим̑ раздаӕ имѣнье много .
Цитируется по: Полное собрание русских летописей. Т. 1. Лаврентьевская летопись. — Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1926


Мир в это время


    В 996 году Северный Хорезм и Южный Хорезм объединяются в одно государство

    Мавзолей Фахрад-дин-Рази в Ургенче. 2-я пол. XII века
    «Хорезм, разъединённый при Саманидах на две части (Южный с центром в Кяте, где правил местный князь — хорезмшах, и Северный с центром в Ургенче, где правителем был арабский эмир), в 996 г. объединился в одно феодальное государство.

    В XI—XII вв. Хорезм переживал хозяйственный и культурный подъём. Основой экономики Хорезма была его богатая земледельческая культура, сложившаяся на базе огромной оросительной сети с речными каналами, плотинами и другими сооружениями. Здесь возделывались пшеница, ячмень, просо, рис, хлопок, фрукты, виноград и бахчевые растения. В городах Хорезма развивались ремёсла, росла транзитная торговля с кочевниками степей, а также с хазарами, Поволжьем и Киевской Русью (с X в.). Из этих стран шли кожа, меха, корьё для дубления кож, лошади и рогатый скот, а также рабы и рабыни, а из Хорезма вывозились сушёные фрукты, зерно, рис, ковры, серебро, сёдла, кожевенные изделия и ткани.

    Хорезмские купцы принимали участие и в торговле с Китаем, Ираном и городами Мавераннахра. Столица Хорезма Ургенч к началу XI в. являлась одним из самых красивых и благоустроенных городов Востока и была крупным культурным центром. При дворе хорезмшаха одно время жили выдающиеся ученые стран Востока, в их числе Ибн Сина и Бируни. В 1043 г. Хорезм подпал под власть Сельджукской империи в качестве вассального княжества. Но уже в середине XII в. хорезмшахи, располагавшие огромными материальными средствами и наемными войсками, добились его независимости, а в конце XII — начале XIII в. перешли сами к активным завоеваниям, подчинили своей власти Хорасан, Западный Иран, Афганистан и Мавераннахр, разгромив государство киданей. К началу XIII в. Хорезм стал центром большой феодальной империи».
    Цитируется по: Всемирная история. Энциклопедия. Том 3. М.: Государственное издательство политической литературы, 1957
даты

Май 2020
  •  
  •  
  •  
  •  
  • 1

  • 2

  • 3

  • 4

  • 5

  • 6

  • 7

  • 8

  • 9

  • 10

  • 11

  • 12

  • 13

  • 14

  • 15

  • 16

  • 17

  • 18

  • 19

  • 20

  • 21

  • 22

  • 23

  • 24

  • 25

  • 26

  • 27

  • 28

  • 29

  • 30

  • 31

Конвертация дат

материалы

О календарях
  • Переход на Григорианский календарь Название «григорианский» календарь получил по имени папы римского - Григория XIII (1572 — 1585), по чьему указанию он был разработан и принят.
  • КАЛЕНДАРЬ (от лат. calendarium, букв. - долговая книга, называвшаяся так потому, что в Др. Риме должники платили проценты в первый день месяца - в т. н. календы...>>>


Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"