Календарь


Портрет Карла IX. Неизвестный художник. XVII век

1611 год. 5 января (25 декабря ст.ст.) к шведскому королю Карлу IX были отправлены русские послы с просьбой выбрать для России правителя

«Мы оставили Новгород в руках шведов. Еще 25 декаря 1611 года по приговору митрополита Исидора, воеводы князя Одоевского (который за несколько месяцев перед тем получил от короля богатое поместье) и всяких людей отправлены были в Стокгольм к королю Карлу послы: Юрьева монастыря архимандрит Никандр, Благовещенского монастыря игумен Антоний, из светских - дворяне: Колычев, Боборыкин и дьяк Коншин - бить челом, чтоб король дал им в государи одного из сыновей своих, "а прежние государи наши и корень их царский от их же варяжского княженья, от Рюрика, и до великого государя Федора Ивановича был". Как мало были уверены новгородские послы в полном и общем согласии сограждан на избрание королевича и как они боялись перемены, доказывает то, что митрополит, воевода и великие люди должны были поклясться им: "Нам, митрополиту, архимандритам и игуменам, за них бога молить, а нам - боярину, дворянам и всяким людям домов их оберегать, им помогать и не выдать их, сколько милосердый бог помочи подаст". Новгородцы отправили этих послов от всего Московского государства, но мы видели, чем кончились переговоры князя Оболенского с Пожарским. Когда Москва была очищена от поляков и новгородцы опять напомнили вождям ополчения о шведском королевиче, те отвечали: "Нам теперь такого великого государственного и земского дела, не обославшись и не учиня совета и договора с казанским, астраханским, сибирским и нижегородским государствами и со всеми городами Российского царства, со всякими людьми от мала и до велика, одним учинить нельзя; и мы теперь об избрании государском и о совете, кому быть на Московском государстве, писали во все города, чтоб изо всех городов прислали к нам в Москву". Все города выбрали Михаила Феодоровича, и несчастные новгородцы стали между двух огней: отделиться от Москвы значило оторваться от всех жизненных начал; порвать связь со Швециею не было никакой возможности, ибо они были в руках Делагарди».
Цитируется по: Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Том 9, глава 1. М.: Мысль, 1990

История в лицах


Воевода Василий Бутурлин:
Судьба России не терпит Венценосца отечественного: два бедственные избрания доказали, что подданному нельзя быть у нас Царем благословенным
Цитируется по: Карамзин Н.М. История государства Российского. М.: Эксмо, 2006


Мир в это время


    В 1611 году нидерландский живописец Франц Халс пишет свою первую из известных ныне картин.

    Портрет Якобуса Заффиуса. Ф.Халс. 1611 год
    «Халс (hals) Франс (между 1581 и 1585, Антверпен – 1666, Харлем), голландский живописец. Сын ткача. Учился в Харлемской академии у художника и теоретика искусства К. ван Мандера (1600—03). В 1610 г. вступил в гильдию Св. Луки.

    Прославился прежде всего как портретист. В портретной живописи Халса предстаёт образ Голландии героической эпохи, в которой после победы Нидерландской буржуазной революции (1566–1609) главными заказчиками картин стали не аристократы и церковь, а бюргеры (горожане), выходцы из низов, сумевшие добиться высокого положения в обществе и благосостояния собственными усилиями. В групповом портрете «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия» (1616) ощутим дух героизма, боевого товарищества, нет главных и второстепенных персонажей. Герои этого и других групповых портретов полны бодрости и энергии, ведут себя раскованно и свободно, в отличие от аристократов, скованных этикетом.

    Халс поднял групповой портрет до уровня исторической картины. В сер. 1620-х он был одним из самых почитаемых мастеров, к нему поступали многочисленные заказы. Персонажи его групповых, семейных, индивидуальных портретов не принадлежат к числу избранных, в их лицах нет особой красоты, в поступках – значительности, в костюмах – роскоши; они ценят простые радости жизни. Однако Халс умел передать индивидуальность модели (улыбку, мимолётное, но характерное движение головы и рук), находя для этого каждый раз неповторимые художественные средства. Его живопись поражает разнообразием приёмов.

    Наряду с заказными портретами художник часто писал людей из низов общества. Эта тема была характерна для голландских караваджистов, но Халс дал ей свою интерпретацию. Он создавал портреты-типы, нечто среднее между портретом и жанровой композицией. Некоторые из них имеют аллегорический смысл, изображая человеческие слабости и пороки, но независимо от этого отличаются полнокровной жизненностью («Цыганка», ок. 1630 г.; «Малле Баббе», 1629). Сова на плече Малле Баббе, содержательницы матросского притона, придаёт зловещий вид «харлемской ведьме», извергающей на зрителя поток брани. Она и другие герои портретов-типов (солдаты, пьяницы) вовсе не взывают к нашему состраданию, как аналогичные персонажи картин русских передвижников. Они сами умеют за себя постоять. Пространство в портретах Халса словно выталкивает людей из картин. Они всегда обращены прямо к зрителю, стараются привлечь его внимание, улыбаются, глядя на нас, подмигивают, протягивают пивную кружку, устанавливая дружескую доверительную связь и словно призывая разделить их веселье. Халс писал быстрыми мазками по непросохшему нижнему слою картины. Сразу, без поправок он словно лепил мазками фигуры и детали. Свободная, эскизная манера письма, необычная для его времени, артистизм и разнообразие приёмов Халса предвосхищают искусство второй пол. 19 в. Некоторые детали художник тщательно прописывал, другие лишь намечал; его крупные, темпераментные мазки то густо покрывали холст, то ложились так жидко, что сквозь краску просвечивал грунт. Не сохранилось никаких предварительных набросков к его картинам. Скорее всего, художник обходился без них. Цветовая гамма картин Халса всегда разнообразна и построена на оттенках близких тонов. В. Ван Гог насчитал у него 27 оттенков чёрного цвета.

    В кон. 1630-х – нач. 1640-х гг. характер портретов Халса изменился. В жизненном укладе Голландии постепенно исчезали те основы, которые породили оптимистический настрой его творчества. Были забыты идеалы нидерландской революции. Дети вчерашних пивоваров и ткачей покупали дворцы и титулы. Вначале Халс с юмором изображал притязания своих современников казаться похожими на аристократов («Портрет Виллема ван Хейтхейзена», ок. 1626 г.). Позднее он испытал горькое разочарование в жизни, отмечая сходные переживания и у своих моделей. Тот же В. ван Хейтхейзен в более позднем портрете (ок. 1638 г.) раскачивается на стуле, утратив интерес к жизни и безучастно глядя на зрителя. В поздние годы Халс изображает людей сломленных, разочарованных, усталых и грустных, иногда злобных и жалких. Изменяется колорит, построенный на оттенках чёрных и серых тонов. Портреты 1650—60-х гг. почти монохромны; кажется, что художник использует тончайшие градации всего трёх красок: чёрной, белой и тёмно-зелёной. Не стремясь нравиться заказчикам, художник теряет популярность. Герой «Мужского портрета» (до 1660 г.) откровенно выказывает своё пренебрежение по отношению к окружающим. Он дерзко смотрит на зрителя, словно желая затеять с ним ссору. С двух последних жутковатых групповых портретов, изображающих регентов и регентш – попечителей приюта для престарелых (в одном из таких приютов Халс вскоре окончил свою жизнь), смотрят бессмысленные и недобрые лица.

    Учениками или последователями Халса, испытавшими его влияние, были А. Браувер, братья А. и И. Остаде, Я. Стен и др. мастера».
    Цитируется по: Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн, 2007
даты

Февраль 2024
Конвертация дат

материалы

О календарях
  • Переход на Григорианский календарь Название «григорианский» календарь получил по имени папы римского - Григория XIII (1572 — 1585), по чьему указанию он был разработан и принят.
  • КАЛЕНДАРЬ (от лат. calendarium, букв. - долговая книга, называвшаяся так потому, что в Др. Риме должники платили проценты в первый день месяца - в т. н. календы...>>>


Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"