Календарь


Печать Ивана III. 15 век

1498 года. 4 февраля в Успенском соборе состоялась коронация князя Дмитрия, внука Ивана III.

Шапка Мономаха. Конец XIII - начало XIV в.
«4 февраля 1498 года в Успенском соборе, среди церкви, приготовили место большое там, где святителей ставят; на этом месте поставили три стула: великому князю, внуку его, Димитрию, и митрополиту; на налое лежала шапка Мономахова и бармы. Когда великий князь с внуком вошли в церковь, митрополит со всем собором начал служить молебен богородице и Петру-чудотворцу, после чего митрополит и великий князь сели на своих местах, а князь Димитрий стал у мест перед ними, у верхней ступени. Иоанн, обратясь к митрополиту, начал говорить: "Отец митрополит! Божьим изволением, от наших прародителей, великих князей, старина наша оттоле и до сих мест: отцы наши, великие князья, сыновьям своим старшим давали великое княжение; и я было сына своего первого, Ивана, при себе благословил великим княжением; но божьею волею сын мой Иван умер, у него остался сын первый, Димитрий, и я его теперь благословляю при себе и после себя великим княжением Владимирским, Московским и Новгородским; и ты бы его, отец, на великое княжение благословил". После этой речи митрополит велел Димитрию стать на его место и, вставши, благословил его крестом, потом Димитрий преклонил голову, и митрополит, положивши на нее руку, прочел громко молитву, чтоб господь бог дал поставляемому скипетр царства, посадил его на престол правды и проч. Два архимандрита поднесли сперва бармы, потом шапку; митрополит брал их, передавал великому князю, а тот возлагал на внука. За этим обрядом следовали ектенья, молитва богородице и многолетие, после которого духовенство поздравило обоих великих князей; митрополит сказал Иоанну: "Божьею милостию радуйся и здравствуй, преславный царь Иван, великий князь всея Руси, самодержец, и с внуком своим, великим князем Димитрием Ивановичем всея Руси, на многая лета"; Димитрию сказал: "Божьею милостию здравствуй, господин сын мой, князь великий Димитрий Иванович всея Руси, с государем своим, дедом, великим князем Иваном Васильевичем всея Руси, на многая лета". Потом поздравляли обоих великих князей дети Иоанновы, бояре и все люди. Митрополит произнес Димитрию следующее поучение: "Господин сын, князь великий Димитрий Иванович! Божьим изволением дед твой, князь великий, пожаловал тебя, благословил великим княжеством; и ты, господин сын, имей страх божий в сердце, люби правду и милость и суд праведный, будь послушен своему государю и деду, великому князю, и попечение имей от всего сердца о всем православном христианстве, а мы тебя, своего господина и сына, благословляем и бога молим о вашем здоровье". После митрополита Иоанн повторил то же наставление: "Внук князь Димитрий! Пожаловал я тебя и благословил великим княжением; и ты имей страх в сердце, люби правду и милость и суд праведный и попечение имей от всего сердца о всем православном христианстве". Так кончился обряд, великие князья отслушали после литургию, и Димитрий вышел из церкви в шапке и бармах; в дверях осыпал его трижды деньгами золотыми и серебряными дядя Юрий Иванович (Василий содержался под стражею); то же повторено было перед Архангельским и Благовещенским соборами.»
Цитируется по: Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Том 5, глава 2. М.: Мысль, 1990

История в лицах


Записки Сигизсмунда Герберштейна:  
Митрополит Симон (Simon, Simeon) говорит: “Господине и сыне, великий княже Димитрий, по божественной воле дед твой, великий князь, оказал тебе милость, благословил тебя великим княжением, и ты господине и сыне, имей страх божий в сердце твоем, люби справедливость и праведный суд, слушайся деда твоего, великого князя, и всем сердцем заботься о всех православных. И мы благословляем тебя, господине сыне, и молим бога о твоем здравии”. Затем митрополит и великие князья встают и митрополит с молитвой благословляет крестом великого князя и его сыновей. Наконец по свершению литургии, т. е. священнослужения, великий князь-дед удаляется в свои покои, а Димитрий в княжеской шапке и бармах отправляется из храма Пресвятой девы в сопровождении большой толпы бояр и сыновей в церковь Михаила архангела, где в преддверии на помосте Георгий, сын великого князя Иоанна, [трижды] осыпает его золотыми деньгами (dengae): под деньгой разумеется род монеты . По входе его в церковь священники с молитвой в литании, согласно обычаю, благословляют его крестом, а также осеняют его крестным знамением у гробниц и памятников. Затем при выходе Димитрия из храма Георгий в дверях снова осыпает его золотыми деньгами. После этого Димитрий направляется прямо в церковь Благовещения Марии, где равным образом его благословляют священники и, как и ранее, Георгий осыпает его деньгами. По свершении этого Димитрий удаляется, наконец, к деду и матери. Это свершилось в 7006 году от сотворения мира, а от рождества Христова в 1497 [в четвертый день февраля месяца]
Цитируется по: Сигизмунд Герберштейн. Записки о Московии. М.: МГУ. 1988



Мир в это время


    В 1825 году английский путешественник Александр Гордон Ленг первым из европейцев достигает города Тимбукту

    Караван, направляющийся в Тимбукту. 1853 год


    «Путешествие Ленга имело важное значение: он открыл страну, куда еще не проникал ни один европеец. Он описал ее природные богатства, нравы и занятия жителей. Одновременно были изучены течение и истоки Рокелле и впервые получены точные данные об истоках Нигера. Книга Ленга "Путешествия в страны Тиманни, Куранко и Сулима в Западной Африке" вышла в свет в Лондоне в 1825 году.

    В том же году Ленг, уже в чине майора, возглавил британскую экспедицию, имевшую целью достичь Тимбукту. В промежутке между двумя своими исследовательскими путешествиями Ленг побывал на Золотом Береге и принял по долгу службы участие в войне Великобритании против африканского государства Ашанти.

    Человека, открывшего тайну Тимбукту, ждали премии в 3000 и 10000 франков, учрежденные географическими обществами Англии и Франции. Ленг намеревался проникнуть в Тимбукту с Атлантического побережья, но вышестоящим начальством был выбран "средиземноморский" вариант маршрута.

    17 июня 1825 года Ленг отплыл в Триполи. Оттуда он отправился в путь через Сахару. Пройдя от Триполи до северной окраины Феццана, экспедиция двинулась оттуда на запад новым для европейцев путем - через оазисы Гадамес и Айн-Салах. Прожив в Айн-Салахе с ноября 1825 года до января 1826 года, Ленг достиг оазиса Туат; оттуда он предполагал направиться в Тимбукту, объехать озеро Дженне или Дебои, посетить область Мелли. Затем он намеревался вернуться обратно, дойти до Сокото, посетить озеро Чад и постараться выйти к Нилу.

    Однако когда караван, к которому присоединился Ленг, покинул Туат, на него напали туареги. Один из участников экспедиции был убит, сам Ленг тяжело ранен. Вскоре эпидемия дизентерии унесла в могилу всех остальных его спутников. Несмотря ни на что, Ленгу удалось завершить труднейший и опаснейший переход через Сахару и вступить 13 августа 1826 году в город своей мечты - Тимбукту. Очевидно, он был первым европейцем после Бенедетто Деи (1469 год), вошедшим туда добровольно.

    В Тимбукту Ленг стал постепенно оправляться от ран. Выздоровление шло медленно, но благодаря рекомендательным письмам, привезенным из Триполи, и самоотверженным заботам своего хозяина больной не подвергался преследованиям со стороны местных жителей.

    Осмотрев в подробностях Тимбукту, Ленг, ночью отправился в Кабру, чтобы увидеть Джолибу (Нигер). Ленг не хотел возвращаться в Европу через Великую пустыню, а рассчитывал побывать в Дженне и Сего, и затем выйти к французским поселениям на Сенегале. В письме британскому консулу в Триполи, датированном 21 сентября 1826 года, Ленг сообщил, что намеревается двинуться к Сегу в верхнем течении Нигера. Это было единственное письмо, написанное им из Тимбукту, и последнее, которое вообще было от него получено.

    Через пять дней после того как Ленг выехал из Тимбукту, к его каравану присоединился фанатик-магометанин, шейх Хамед-Ульд-Хабиб, вождь племени зауат. Под предлогом, того, что Ленг будто бы без разрешения вступил на территорию этого племени, его схватили и предложили принять ислам. Ленг отказался и заявил, что предпочитает смерть отступничеству. Тут же на месте по приказу шейха Ленг был задушен двумя рабами, а тело его брошено в пустыне. Все экспедиционные материалы пропали».
    Цитируется : Муромов И.А. Сто великих путешественников. М.: Вече, 2008
даты

Февраль 2024
Конвертация дат

материалы

О календарях
  • Переход на Григорианский календарь Название «григорианский» календарь получил по имени папы римского - Григория XIII (1572 — 1585), по чьему указанию он был разработан и принят.
  • КАЛЕНДАРЬ (от лат. calendarium, букв. - долговая книга, называвшаяся так потому, что в Др. Риме должники платили проценты в первый день месяца - в т. н. календы...>>>


Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"