Календарь


М.В. Нестеров. 1890 год. Святое видение отроку Варфоломею. ГТГ.

1337 год. 7 октября отрок Варфоломей был пострижен в монахи с именем Сергий. Впоследствии он стал известен как Сергий Радонежский, величайший подвижник Русской земли.

М.В.Нестеров. 1899 год. Преподобный Сергий Радонежский.


Дионисий. Сергий Радонежский в житии. 15 век
«Ранее всех и более всех святых, явившихся в московской земле, приобрел народное уважение всей Руси преподобный Сергий, основатель знаменитой Троицко-Сергиевской Лавры, получивший в глазах великорусского народа значение покровителя, заступника и охранителя государства и церкви. Кроме того, личность Сергия представляется исторически важной потому, что он был отцом множества обителей; некоторые из них были основаны при его жизни, а еще больше возникло их после смерти Сергия, основанных его сподвижниками и учениками, или же учениками его учеников.

Жизнь Сергия, можно сказать, служит самым полным образцом жизни и деятельности всех подобных ему основателей монашеских общин его времени. Все они в главных чертах представляют с ним подобие, при всех отличиях личных характеров и условий местности и времени. Замечательно, что этот святой муж, сделавшийся впоследствии покровителем Москвы и ее властителей, происходил из рода, искавшего спасения в бегстве из родной земли от начинавшихся проявлений московской власти. В биографии "братьев Даниловичей" мы говорили о притеснениях, которые терпел при Иване Калите подчиненный Москве Ростов. Тогда в числе бежавших от начальства москвичей был боярин Кирилл, человек знатного и богатого рода, обедневший подобно многим от поборов, от платежа выходов, от разорительных посещений ханских послов и невольных путешествий с князьями в Орду. Кирилл с супругою своею Мариею и сыновьями: Стефаном, Варфоломеем и Петром перешел в Радонеж (в 12-ти верстах от нынешней Лавры), удел, оставленный Иваном Калитой сыну своему Андрею. В тот век владельцы старались привлечь к себе население из других волостей и давали пришедшим разные льготы; так поступал и князь Андрей. Двое сыновей Кирилла, Стефан и Петр, женились, но средний Варфоломей, одаренный поэтическим воображением и наклонностью к созерцательной жизни, с отрочества порывался в монастырь. Тяжелые труды подвижника, неустанная молитва и внутренняя борьба с искушениями молодой жизни представлялись привлекательными его горячей и крепкой натуре. Родители удерживали его: "Потерпи немного, - говорили они ему, - мы стары, бедны и немощны, братья твои более заботятся о своих женах, нежели о нас. Послужи нам, проводи нас в гроб, а там делай, что хочешь". Вскоре они, чувствуя приближение кончины, постриглись и умерли. Старший брат Стефан лишился жены и пошел в монастырь. Варфоломей уступил женатому брату Петру свою часгь наследства, покинул отцовский дом и отправился по окрестностям искать места для пустынного житья. Он сначала уговорил идти с собою брата своего Стефана и, вместе с ним, построил деревянную келью и церковь в лесу, на том месте, где теперь стоит богагый Троицкий собор Сергиевской Лавры; по просьбе Стефана митрополиг Феогност отправил священников освятить новую церковь во имя Св. Троицы. Но вскоре Стефан оставил своего брата: ему тяжело показалось одинокое житие. Он уехал в Москву в Богоявленский монастырь и скоро сделался там игуменом, затем духовником великого князя Симеона, тысячского и разных бояр. Варфоломей обратился к какому-то игумену Митрофану, принял от него пострижение под именем Сергия, так как в день, когда совершилось это пострижение, праздновалась память мучеников: Сергия и Вакха. Ему было тогда двадцать три года. Событие это совершилось в первых годах княжения Симеона.

Сергий остался один в лесу, пробыл там более года, подвергаясь чрезвычайным лишениям, опасности быть растерзанным зверьми, страдая от видений, неразлучных с мукою подобного уединения. Между тем сделалось известным, что в таком-то месте в лесу спасается труженик, начали приходить к нему монахи один за другим и строили около него келии. Они служили в деревянной церкви заутреню, вечерню и часы, для литургии приглашали по временам соседнего священника, а через несколько времени убедили Сергия принять игуменство над ними, угрожая разойтись, если он не согласится. Сергий, после долгих отказов, был рукоположен в священники и назначен игуменом от переяславского епископа Афанасия. Так положено было начало Троицко-Cepгиевского монастыря».
Цитируется по: Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М.: Эксмо, 2009

История в лицах


Епифаний Премудрый, из Жития Сергия Радонежского:
Обошли они по лесам многие места и наконец пришли в одно место пустынное, в чаще леса, где была и вода. Братья осмотрели место и полюбили его, а главное — это Бог наставлял их. И, помолившись, начали они своими руками лес рубить, и на плечах своих они бревна принесли на выбранное место. Сначала они себе сделали постель и хижину и устроили над ней крышу, а потом келью одну соорудили, и отвели место для церковки небольшой, и срубили ее.

И освящена была церковь во имя святой Троицы. Стефан недолго прожил в пустыни с братом своим и увидел, что трудна жизнь в пустыни — во всем нужда, лишения. Стефан ушел в Москву, поселился в монастыре святого Богоявления и жил, весьма преуспевая в добродетели.

В то время Варфоломей хотел принять пострижение монашеское. И призвал он к себе в пустыньку священника, игумена саном. Игумен постриг его месяца октября в седьмой день, на память святых мучеников Сергия и Вакха. И дано было имя ему в монашестве Сергий. Он был первым иноком, постриженным в той церкви и в той пустыни. Порой его смущали демонские козни и ужасы, а иногда зверей нападения— ведь много зверей в этой пустыни тогда жило. Некоторые из них стаями выли и с ревом проходили, а другие не вместе, но по два или по три, или один за другим мимо проходили; некоторые из них вдалеке стояли, а другие близко подходили к блаженному и окружали его, и даже обнюхивали его.

Среди них один медведь имел обыкновение приходить к преподобному. Преподобный, видя, что не из злобы приходит к нему зверь, но чтобы взять из еды что-нибудь немного для пропитания себе, выносил зверю из хижины своей маленький кусок хлеба и клал его или на пень, или на колоду, чтобы, когда придет, как обычно, зверь, готовую себе нашел пищу; и он брал ее в пасть свою и уходил. Когда же не хватало хлеба и пришедший по обыкновению зверь не находил приготовленного для него привычного куска, тогда он долгое время не уходил. Но стоял медведь, озираясь туда и сюда, упорствуя, как некий жестокий заимодавец, желающий получить долг свой. Если же был у преподобного лишь один кусок хлеба, то и тогда он делил его на две части, чтобы одну часть себе оставить, а другую зверю этому отдать; не было ведь тогда в пустыни у Сергия разнообразной пищи, но только хлеб один и вода из источника, бывшего там, да и то понемногу. Часто и хлеба на день не было; и когда это случалось, тогда они оба оставались голодными, сам святой и зверь. Иногда же блаженный о себе не заботился и сам голодным оставался: хотя один только кусок хлеба был у него, но и тот он зверю этому бросал. И он предпочитал не есть в тот день, а голодать, нежели зверя этого обмануть и без еды отпустить.

Блаженный же все посылавшиеся ему испытания с радостью терпел, за все благодарил Бога, а не протестовал, не унывал в трудностях.
Цитируется по: Хрестоматия по истории России: Т. 1. С древнейших времен до XVII века / Сост. И.Л. Бабич, В.Н. Захаров, И.Л. Уколова. — М., 1994


Мир в это время


    В 1337 году в Средней Азии вспыхивает восстание сербедаров против монгольского владычества. В этом же году сербедары захватывают город Себзевар, который становится столицей, созданного ими государства.

    «Сербедары, сарбадары (перс, букв. - висельники, обреченные), - участники народно-освободительного движения в Иране и Средней Азии в 14 веке против монголо-тюркской кочевой знати. Движение сербедаров, в котором участвовали крестьяне, ремесленники, мелкие землевладельцы, проходило под идеологической оболочкой шиизма в сочетании с суфизмом. Идеологами были шейх Халифэ, проповедовавший в мечети г. Себзевара под видом суфийских поучений "новшества" и "мирские дела" (идею нар. восстания), а после его убийства в 1335 году (по наущению суннитского духовенства) - шейх Хасан Джури. Последний придал организации сербедаров форму дервишеского ордена; каждый, вступавший в орден, обязывался скрывать свою принадлежность к нему, держать наготове оружие и выступить по первому призыву шейха. Много ремесленников и крестьян стало муридами (учениками) шейха. 16 марта 1337 года вспыхнуло стихийное восстание сербедаров: возмущенные вымогательствами монгольского чиновника восстали крестьяне селения Баштин (муриды Хасана Джури, сам Xасан Джури был схвачен монгольским эмиром Хорасана). На сходке они заявили: "...мы прекратим насилия и устраним тиранов, либо пусть будут наши головы на виселице" ("голова на виселице" - перс. сербедар; отсюда название). В августе 1337 года сербедары овладели г. Себзеваром, который стал столицей основанного ими государства (1337-81). Под предводительством Веджих ад-дина Масуда (1338-44) сербедары разбили ополчения монголо-тюркской кочевой знати и овладели г. Нишапур. Веджих ад-дин Масуд принял титул султана. В 1353 году сербедары нанесли поражение последнему монгольскому ильхану Туга Тимуру в Горгане и убили его. Горган с городом Астрабад вошел в состав государства сербедаров. В это время государство сербедаров включало весь Западный Хорасан и Горган.

    В государстве сербедаров шла борьба между умеренным течением (мелкие землевладельцы, которые стремились лишь избавиться от монгольского ига) и левым течением, представленным дервишами ордена Джури, опиравшимся на ремесленников и, может быть, на беднейших крестьян и добивавшимся уравнения имущества. Борьба эта принимала форму переворотов и вооруженных столкновений. И хотя чаще правили эмиры из мелких землевладельцев ("сербедарская знать"), давление со стороны левого крыла вынуждало их считаться с требованиями дервишей: крестьяне платили подать не свыше 1/3 урожая; эмиры и их приближенные одевались в одинаковые простые одежды; при доме эмира ежедневно устраивалась общая трапеза и т. п. Ополчение сербедаров, состоявшее из крестьян и мелких землевладельцев (в разное время от 12 до 22 тыс. чел.), получало жалованье натурой. Победа умеренного крыла, расправившегося в 1364 году с дервишами, ослабила государство сербедаров, и оно было ликвидировано Тимуром в 1381 году. Восстания сербедаров против Тимура (1383 год) и его преемника Шахруха (1405-06) были жестоко подавлены. Восстания сербедаров произошли и в Самарканде (1365 год), где сербедары захватили власть и удерживали ее почти год, и в Кермане (1373-74), где восстание сопровождалось казнями владетелей икта и высшего духовенства. Оба восстания были подавлены феодалами». Цитируется по: Советская историческая энциклопедия. М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1973-1982.
даты

Октябрь 2009
Конвертация дат

материалы

О календарях
  • Переход на Григорианский календарь Название «григорианский» календарь получил по имени папы римского - Григория XIII (1572 — 1585), по чьему указанию он был разработан и принят.
  • КАЛЕНДАРЬ (от лат. calendarium, букв. - долговая книга, называвшаяся так потому, что в Др. Риме должники платили проценты в первый день месяца - в т. н. календы...>>>


Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"