Календарь


Карта южной части Московии. Первая треть 17 века

1665 год. 21 сентября (11 сентбря ст.ст.) в Москву прибывает запорожский гетман Иван Брюховецкий со свитой.

Через два дня Брюховецкий был принят царем Алексеем Михайловичем. Гетманом были подписаны так называемые «Московские статьи», усилившие позиции русского правительства на Украине.

Запорожская Сечь в 16-первой половине 17 вв.


Карта территорий России и Украины после объединения во второй половине 17 века


«11 сентября 1665 года подъезжал к Москве небывалый гость, гетман запорожский с старшиною. На перестрел от Земляного города встретили его ясельничий Желябужский и дьяк Богданов; Брюховецкий сошел с лошади и, выслушав спрос о здоровье, дважды поклонился в землю; ему подвели царскую лошадь, серую немецкую, в серебряном вызолоченном наряде с изумрудами и бирюзою, чепрак турецкий, шит золотом золоченым по серебряной земле, седло - бархат золотный; Иван Мартынович сел на лошадь и въехал в Серпуховские ворота, имея Желябужского по правую и Богданова по левую руку; его поставили на посольском дворе. С гетманом приехали: переяславский протопоп Григорий Бутович, гетманский духовник монах Гедеон, гетманского куреня атаман Кузьма Филиппов, обозный генеральный Иван Цесарский, судья генеральный Петр Забела, два писаря генеральных - Степан Гречанин и Захар Шикеев, пять канцелярских писарей, писарского куреня атаман, два генеральных есаула - Василий Федяенко и Павел Константинов, переяславский посланец Андрей Романенко, посланцы разных полков, нежинский полковник Матвей Гвинтовка, лубенский Григорий Гамалея, киевский Василий Дворецкий, всего с прислугою 313 человек; на кушанье гетману определили выдавать по рублю на день, да питья против посланников с прибавкою, другим ратным людям по пяти алтын; 670 лошадей, приведенных малороссиянами, пустили пастись в подмосковных лугах.

13 сентября гетман со всеми своими спутниками представлялся государю; прием был обычный посольский; все целовали государеву руку и спрошены были о здоровье; Брюховецкий представил подарки: пушку полковую медную, взятую у изменников-козаков, булаву серебряную изменника наказного гетмана Яненка, жеребца арабского, 40 волов чебанских. 15 сентября гости били челом, чтоб великий государь пожаловал их, велел малороссийские города со всеми принадлежащими к ним местами принять и с них денежные и всякие доходы сбирать в свою государеву казну и послать в города своих воевод и ратных людей. Государь велел сказать гетману, чтоб он написал об этом статьи, и Брюховецкий подал на письме следующее: 1) Для усмирения частой шатости и для доказательства верности к государю всякие денежные и неденежные поборы от мещан и поселян погодно в казну государеву сбираются; по всем городам малороссийским кабаки будут только на одну горелку, и приходы кабацкие отдаются в государеву казну; туда же идут сборы с мельниц, дань медовая и доходы с купцов чужеземных. 2) Стародавные права и вольности козацкие подтверждаются. 3) После избрания каждый гетман обязан ехать в Москву и здесь от самого царя будет принимать булаву и знамя большое. 4) Киевским митрополитом должен быть святитель русский из Москвы, 5-я статья определяет, по скольку в каких городах быть царского войска. 6) На войсковую армату (артиллерию) назначаются города Лохвицы и Ромен. 7) Московские ратные люди не должны сбывать по рынкам воровских денег. 8) Не должны называть козаков изменниками.

Статьи были приняты, кроме одной, четвертой, о митрополите: государь отвечал, что об ней он перешлется прежде с константинопольским патриархом. Но вообще усердием гетмана были очень довольны: царь велел его милостиво похвалить, а потом, поговоря с боярами, пожаловал ему боярство, остальная старшина - обозный, судья, полковники и есаулы - была пожалована в дворяне. Когда новый боярин, по обычаю, был приглашен к царскому столу, то получил третье место после бояр князя Никиты Ивановича Одоевского и Петра Михайловича Салтыкова; писался Брюховецкий с этих пор боярин и гетман. Боярин и гетман бил челом, чтоб великий государь умилосердился, ему, гетману, жене его и детям, когда бог их ему даст (Иван Мартынович был холост), пожаловал на прокормление в вечные времена сотню Шептоковскую в Стародубском полку с Шептоками и со всеми угодьями, чтоб ему, будущей жене его и детям особое прибежище и пропитание вечное было кроме Гадяча, ибо Гадяцкая волость принадлежит гетману только на время его гетманства, а не жене и детям его. Бил челом, чтоб государь изволил пожаловать грамоту на магдебургское право жителям Гадяча; всем полковникам пожаловал по селу, чтоб не отпускал приехавших в Москву войтов и мещан без грамот государских, дабы чернь, увидевши милость царскую, утвердилась. Так как боярин и гетман имеет двор свой в Переяславле, как в стольном городе, то чтоб к двору этому приписана была мельница. Все просьбы были исполнены.

Казак и казачка. Гравюра Боплана, 1650 год


Гетман Иван Брюховецкий. Гравюра 17 века
Что же это значило? Отчего Иван Мартынович так спешил подчиниться требованиям государства и в вопросе о митрополите даже ушел вперед, торопя государство? Поведение Брюховецкого объясняется вполне поведением его предшественника Выговского и поведением последующих гетманов. Мы видели, что немедленно за прекращением революционного брожения в Малороссии интересы гетмана разрознились с интересами козачества. Богдан Хмельницкий, как говорил Тетеря в Москве, боялся собирать раду, которая могла стеснить его произвол. Разрозненность интересов высказалась еще сильнее при Выговском. Выговский так же не хочет рады, как не хочет вмешательства Московского государства, не хочет воевод царского величества, ибо не хочет стеснений ни сверху, ни снизу. Для этого он хочет поддаться другому государству, которое, по своим формам, не может грозить ему такою строгою опекою, какою грозило сильное государство Московское, склоняется к Польше, хочет в ней получить вельможное значение и тем обеспечить себя в Малороссии, обеспечить себя относительно козачества; Выговский - сенатор, Выговский - гетман русский, а не гетман Войска Запорожского; Выговский не доверяет козакам, окружает себя иноземцами; Выговский требует стеснений для гультяйства, требует точного реестра, как прежде требовали этого паны польские. Брюховецкий, вынесенный, по-видимому, войсковою массою и Запорожьем на гетманство, Брюховецкий - гетман, подобно Хмельницкому и Выговскому, не может долго сохранять единства интересов с козачеством; он понимает очень хорошо, что при тогдашнем быте Малороссии, при тогдашней разладице в ней для гетмана нет никакого обеспечения, и, не имея польских симпатий, как Выговский, стремится обеспечить себя с помощью Москвы, приобресть здесь вельможное положение, как Выговский хотел приобресть его в Польше, Мы видели, что и Выговский, прямо указывая на шаткость своего положения в Малороссии, прежде всего просил прочных маетностей в Литве, и очень быть может, что отказ ему в этой просьбе и стремление Москвы распутать отношения на ненавистной для гетмана раде всего сильнее побудили Выговского спешить отпадением. Теперь Брюховецкий спешит удовлетворить желаниям государства, чтоб обеспечить посредством него свое положение. Он достигает цели: он - боярин московский; но он бьет челом, чтоб государь пожаловал ему прочные, наследственные маетности поближе к Москве; для собственных выгод просит, чтоб в Киев был прислан митрополит-москвич, ибо хорошо знает, что при московских стремлениях его, боярина и гетмана, ему не ужиться с митрополитом-малороссиянином, который прежде всего будет хлопотать о независимости малороссийской церкви от Москвы.
Цитируется по: Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Книга 6. Том 11, глава 3. М.: Мысль, 1991. c.139-142

История в лицах


Літописец Дворецких:
Мая двадцят семого дня от Ивана Мартиновича Бруховецкого, гетмана, козаки задніпрские з колмыками былы его добре, аж увесь табор покидавши, утек з войском своїм до Полщи.

Того ж року июня семогонадцят Иван Мартинович Бруховецкий, гетман, з царскими людми и з козаками, и з малою частю колмиков, под Білую Церков пришов, абы еї под кріпкую руку цареву привернут. А потом многие шкоди той волости поробывши, з войсками своїми назад за Дніпр пойшов до домов своих.

В том же року тисяча шестсот шестдесят пятого августа шестого дня Иван Мартинович Бруховецкий, гетман, взявши раду со всіми полковниками своїими и з войсками, до его царского пресвітлого величества на Москву пошли. А потом місяця ноемврия осмого дня Иван Бруховецкий, гетман, на Москві оженився, поняв собі жону з дому князя Юрия Долгорукого, племянницу его Дарию Алферовну. И многие добродійства от царского величества одержавши, его самого учинили боярином, а тых полковников, що з ными были, дано дворянство из грамотами им ствержено, дано им по дві селі до того уряду вічными часы.
Цитируется по: Летописи и хроники. — М., 1984


Мир в это время


    В 1665 году Англия объявляет войну Голландии, хотя фактически боевые действия начались годом раньше. В этом же году происходит одно из основных сражений войны – Лоустофтская битва.

    Хендрик фон Миндерхут. Лоустофтское сражение. 1665 год


    «Обе стороны энергично вооружались; в Голландии уже в конце декабря было запрещено, очевидно, в предвидении решительных событий, коммерческим и рыбацким судам выходить в море, отчасти из боязни их захвата, отчасти же, чтобы иметь к весне на кораблях необходимый личный состав.

    Нидерланды решили заложить 24 больших военных корабля и не весь флот разоружать на зиму; все боеспособные корабли предполагалось снарядить к весне. Во всех голландских адмиралтействах и на всех английских верфях шла лихорадочная работа.

    Но лишь через несколько месяцев, 14 марта 1665 г., Карл II объявил Республике войну; через год, 26 февраля 1666 г., Франция присоединилась к Нидерландам. Французский флот тогда был еще очень слаб. Отчасти из-за этого, отчасти из боязни рисковать теми силами, которыми он обладал, Людовик XIV не посылал своего флота для активных действий; война была решена флотами Голландии и Англии — опять таки исключительно морская война. Однако прошло еще некоторое время, прежде чем оба флота начали свои операции; лишь в мае они вышли в море. Зато каперская война быстро расцвела; особенной энергией в этом отношении отличалась провинция Зеландия.

    Первый бой имел место 14 июня между Лоустофтом и Текселем; каждый из флотов насчитывал более 100 судов. Это было первое сражение, проведенное по правилам тактики, в кильватерной колонне, в бейдевинде под малыми парусами. Голландцы были разбиты и потеряли много судов. (…)

    Поражение у Лоустофта, особенно в Голландии, обычно приписывается убитому в этом бою Обдаму. Насколько такое суждение несправедливо, показывают результаты работ комиссии адмиралов после боя; ему не только был предписан строй флота и его задачи, но даже категорически приказано немедленно вступить в бой и выражено сомнение в храбрости. Вина тут в обстоятельствах общего характера, недопустимых для ведения войны и командования.

    Англичане в этом отношении пошли дальше, что очевидно из хода сражения. Их боевые инструкции, изданные во времена Блейка в 1655 г. и, вероятно, написанные Пенном, были возобновлены герцогом Йоркским (Пенн был его начальником штаба). Потом, к большому вреду для английского флота, они в течение 120 лет оставались почти без изменения.

    Главные их пункты:

    а) боевым строем признается кильватерная колонна в бейдевинд с расстоянием между судами в хорошую погоду 1/2 кабельтова; в этом строю флот должен оставаться сколь можно дольше;

    б) при нападении наветренного флота на подветренный, первый должен лечь на тот же галс, параллельно неприятелю, флагману быть против флагмана неприятеля.

    Далее указывалось, что сражаться следует под малыми парусами, что неприятельскую линию следует прорывать на контр-галсе (чего никогда не делали), что отступающего неприятеля должно преследовать фрегатами.

    Единственное, что в этих инструкциях соответствует понятию о «тактике» — сам боевой строй, следовательно только внешняя форма. Бой сводится к безыскусной борьбе, имеющей целью померяться с силами противника один на один, тогда как цель тактики — так распорядиться своими силами, чтобы разбить равного или превосходящего неприятеля. Эти инструкции излишне педантичны: например, способ преследования предусмотрен непременно одними фрегатами, ограничиваясь только ими...

    К счастью разные случайности, как например, ветер или штиль, отмели, течения, неодинаковая подготовка личного состава, желание идти в бой или наоборот, искусство управления судами и т. п., вносили разнообразие в операции; но многие из них все же прошли чрезвычайно однообразно, и тем более однообразно, чем выше была тактическая тренировка командиров.

    Целый год прошел без каких-либо важных операций на море, факт который кажется совершенно немыслимым. Герцог Йоркский и принц Руперт вскоре сдали командование, главнокомандующим был назначен Монтегю. Об использовании полученных выгод, о закреплении завоеванного господства на море, о дальнейшем лишении неприятельских сил их боеспособности, не было и речи.

    Монтегю через месяц отправился к неприятельским берегам, но провел блокаду, имевшую главной целью поймать возвращавшегося из Средиземного моря де Рюйтера, вяло и нецелесообразно.

    Рюйтер обошел с своим конвоем Шотландию с севера, послал коммерческие суда в Берген, а сам, с военными судами, прошел в Голландию. Несмотря на множество следивших за ним английских кораблей, он 6 августа благополучно вошел в Эмс (на самом северо-востоке Голландии), к общему ликованию его соотечественников и особенно флота.

    Уже 18 августа Де Рюйтер вступил в командование флотом, который состоял из 95 военных кораблей, дюжины брандеров, 20 авизо, и многих судов особого назначения; команды было 20 000 человек, из них 4600 солдат, орудий — 4300.

    Этот флот должен был привести из Норвегии коммерческие суда и немедленно вышел в море; пройдя сначала вдоль английского берега до 58° сев. широты он направился в Норвегию, где в Бергене находилось 70 нагруженных купеческих судов, из них 10 больших кораблей Ост-Индской компании.

    Когда Монтегю узнал, что этот богато нагруженный флот зашел в Берген, он отрядил эскадру для его захвата; однако большие купеческие суда с датско-норвежской помощью смогли сами отбить нападение англичан. Затем де Рюйтер сравнительно благополучно провел этот флот на родину. Жестокий шторм причинил голландским военным и торговым судам большие повреждения; Монтегю удалось захватить часть отставших и потерявшихся судов, хотя оба неприятельских военных флота не встречали друг друга.

    В Голландии началась энергичная подготовка; уже через 10 дней после проигранного боя была послана большая эскадра под начальством шаутбенахта Банкерса для защиты ее торговых интересов. Командующим флотом был временно назначен Тромп: но так как от его своеволия ожидали много нежелательного, то к нему приставили комиссию из 3 депутатов Генеральных Штатов, в числе них де-Витта. Подобное и раньше имело место; отец Тромпа желал присутствия такой комиссии, но Обдаму удалось от нее отделаться. Когда 18 августа командование перешло к де Рюйтеру, Тромп не хотел сдавать ему своей должности; уступив же, часто вел себя недисциплинированно, что вредило делу.

    Англия ничего не предпринимала, свирепствовавшая в Лондоне и других местах чума настолько ее парализовала, что суда стояли без дела в гаванях. Де Рюйтер после блокады Темзы и ряда нападений на побережья, от Гарвича до Даунса, вернулся в отечественные воды, к чему его принудило большое число заболеваний на эскадре. До середины февраля сильная эскадра оставалась в южной части Северного моря для защиты торговли, остальные суда были посланы в свои гавани для необходимых для будущего плавания исправлений.
    Цитируется по: Штенцель А. История войн на море. — М.: Изографус, ЭКСМО-Пресс. 2002. c.13-25
даты

Сентябрь 2009
Конвертация дат

материалы

О календарях
  • Переход на Григорианский календарь Название «григорианский» календарь получил по имени папы римского - Григория XIII (1572 — 1585), по чьему указанию он был разработан и принят.
  • КАЛЕНДАРЬ (от лат. calendarium, букв. - долговая книга, называвшаяся так потому, что в Др. Риме должники платили проценты в первый день месяца - в т. н. календы...>>>


Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"