Календарь | ||
Элемент не найден! История в лицах
Летопись по Типографскому списку:
Слышав же царь Ахмать, что князь великый стоить у Окы по брегу съ всѣми силами, и поиде к Литовьской землѣ, опходя рѣку Оку и ожидая к себѣ на помощь короля или силы его, и знахорѣ ведяху его ко угрѣ рѣцѣ на броды. Князь же великый сына и брата и воеводъ своихъ на угру посла съ всѣми силами и, пришедше, сташа на угрѣ и броды и перевозы отняша, а самъ князь великый ѣха с Коломны на Москву къ всемилостивому Спасу и пречистой госпожи Богородици и ко святымъ чюдотворцемъ, прося помощи и заступлениа православному хрестьяньству, на съвѣтъ и думу къ своему отцу к митрополиту Терентию и къ своей матери, великой княгинѣ Марфѣ, и къ своему дяде, князю Михаилу Андрѣевичю, и къ духовному своему отцу, архиепископу Ростовьскому Васияну, и ко всѣмь своимъ бояромъ, вси бо тогда быша въ осадѣ на Москвѣ, и молиша его великимъ молениемъ, чтобы стоялъ крѣпко за православное хрестьяньство противу бесерменовству. Князь же великий послуша молениа ихъ и, вземъ благословение, поиде на Угру и, пришедъ, ста на Кременцѣ с малыми людми, а людей всѣхъ отпусти на угру. Тогда же на Москвѣ мати его великаа княгини с митрополитомъ Геронтиемъ и архиепископъ Васьянъ и Троецкы игуменъ Паисей молиша великого князя о братии его. Князь же великы приемъ моление ихъ и повелѣ матери своей великой княгинѣ послати по нихъ, рекша ихъ жаловати. Княгинѣ же великаа посла к нимъ, веля имъ прямо к великому князю на помощь вборзѣ. Царь же и съ всѣми своими Татары поиде по Литовьской землѣ мимо Мченескъ и Любутескъ и Одоевъ и, пришедше, ста у Воротыньска, ожидая к собѣ королевы помочи. Король же не иде к нему, ни посла, быша бо ему свои усобици, тогда бо воева Менгирей, царь Перекопской, королеву Подолскую землю, дружа великому князю. Ахмать же прииде къ угрѣ со всѣми силами, а хотя рѣку прейти. И приидоша Татарове, начаша нашихъ стрѣляти, и наши на нихъ, инии же приидоша противу князя Андрѣя, а ини противу великого князя мнози, а овии противу воеводъ вдругъ приступиша. Наши стрѣлами и пещальми многихъ побиша, а ихъ стрѣлы межю нашихъ падаху и никого же уязвляху. И отбиша ихъ отъ берегу, и по многы дни приступаху бьющеся и не возмогоша, ждуще и егда рѣка станеть. Быша же мразии велици, тогда рѣка бо нача ставитися: бысть страхъ на обоихъ, едини другыхъ бояхуся. Приидоша же и братия тогда к великому князю на Кременець, князь Андрѣй, князь Борисъ, князь же великий с любовию приать ихъ. Егда же ста рѣка, тогда князь великий повелѣ сыну своему великому князю, брату своему князю Андрѣю и всѣмъ воеводамъ съ всѣми силами прийти к собѣ на Кременець, боящеся Татарского прихожениа, яко да съвокупляшеся брань и сотворять с противными. Въ градѣ же Москвѣ всѣмъ во страсѣ прибывающимъ и длъго общедателнымъ и въ умъ приимающий, ни отъ кого же помощи ожидающи, токмо вседръжителю Спасу и Богу Господу нашему Исусу Христу и пречистей его Матери и преславнѣй Богородици съ слезами и воздыханми молящеся непрестанно. Тогда же бысть преславное чюдо святыя Богородица: егда отступиша отъ берегу наши, тогда Татарове с страхомъ обьдержащее побегошя, мнящее, яко берегъ дааху имъ Русь и хотять с ними битися, и наши мнящи Татаръ за ними рѣку перешедшихъ, за ними женуть, и приидоша на Кременець.
Цитируется по: Полное собрание русских летописей. Том 24. Летопись по Типографскому списку. Пг., 1921
Мир в это время
«Беллини, венецианские живописцы. (Bellini) — семейство замечательных венецианских живописцев. Старшим представителем этой семьи художников был Джакопо Б., род. в начале XV стол., ум. около 1464 г., принадлежавший к числу учеников Джентиле да Фабриано. Он жил во Флоренции, Вероне и Венеции. Самым замечательным его произведением считается писанное для веронского собора Распятие Христа. Его старший сын Джентиле Б. родился в 1427 или 1428 и ум. в 1507. От него также сохранились только немногие картины, замечательные обилием человеческих фигур. Он был не только живописец, но и отличный медальер и в качестве такого отправился в 1479 в Константинополь к Мохаммеду II. Здесь, между прочим, он сделал рисунки для рельефных работ на колонне Феодосия, которые только в этих рисунках и сохранились. Замечательнейшие его картины в Брере (Милан) "Проповедь св. Марка" и в венецианской академии "Крестное Чудо". В стиле он был свободнее своего отца, но в сущности держался жесткой манеры старинной венецианской живописи, хотя его исторические картины отличаются строгим стилем. — Знаменитее Джентиле был его брат — Джованни Б. (Джанбеллин, или Самбеллин), род. в 1426 году, ум. в 1516. Он — глава старинной венецианской школы и наиболее выдающийся представитель того направления, которому эта школа обязана своим значением. Живость в подражании природе, наивная и вместе с тем тонкая характеристика, сила и интенсивность колорита были свойственны ему в высокой степени. У него было очень много учеников, из которых знаменитейшие Джорджоне и Тициан; Бонифацио Венециано и Себастиано дель Пиомбо также многим ему обязаны. Приняв реформы Мантеньи, Б. дал новое направление венецианской живописи. После 1470 г. развернулся гений его великого ученика Тициана, повлиявший на самого учителя. В первое время он часто употреблял золотой фон. Лучшие его произведения находятся в галереях Лувра, Венецианской академии, Лондона, Вены, Берлина; кроме того, во многих церквах Венеции, напр. св. Захария, св. Иоанна и Павла и друг. Дрезденская галерея обладает его прекрасным портретом дожа Леонардо Лоредана, писанным в 1502 году». Цитируется по: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Спб: Издательское общество Ф. А. Брокгауз — И. А. Ефрон, 1890-1907
|
даты
Конвертация дат материалы О календарях
|