Календарь


Чумной бунт 1771 года. Э. Лисснер. Начало ХХ века

1771 год. 27 сентября (16 сентября ст.ст.) во время Чумного бунта в Москве толпой был растерзан архиепископ Амвросий

«Амвросий, архиепископ Московский (Андрей Степанович Зертис-Каменский) — архиепископ Московский, один из ученейших и образованнейших людей своего времени, род. 17 окт. 1708 г. в Нежине; рано лишившись отца, остался на попечении своего дяди по матери, старца Киево-Печерской лавры Владимира Каменского, фамилию которого он присоединил к своей при поступлении в Киевскую духовную академию. По окончании в ней курса был отправлен для усовершенствования в Львовскую духовную академию; в 1739 г. пострижен в монахи, был учителем в Александро-Невской духовной семинарии, в 1742 г. назначен префектом этой семинарии, а в 1748 г. архимандритом подмосковного ставропигиального монастыря "Новый Иерусалим"; как превосходный знаток церковной и гражданской архитектуры, ознаменовал свою деятельность в этом монастыре рядом величественных построек. В 1753 г, назначен епископом Переяславским и Дмитровским, в 1764 г. возведен в сан архиепископа Крутицкого, в 1768 г. императрица Екатерина II назначила его архиепископом Московским и поручила ему возобновление трех московских соборов: Успенского, Благовещенского и Архангельского. Погиб трагической смертью, растерзанный толпою 16 сентября 1771 г. при возмущении черни во время чумы, свирепствовавшей в Москве, жертвою самоотвержения, с каким он боролся с эпидемией, в числе немногих властей не покидая зачумленного города. Амвросий много переводил с латинского и греческого языков, но важнейшим из его переводных трудов считается перевод с еврейского подлинника "Псалтыри"; из его оригинальных произведений сохранилось только одно, "Служба св. митрополиту Дмитрию Ростовскому".

Преосвященный Амвросий погребен в Донском монастыре в Москве (где и сделался жертвою черни), и там воздвигнут ему на клиросе великолепный памятник, пришедший от времени в ветхое состояние, но в 1889 г. реставрирован стараниями заведующего этим монастырем, члена Св. Синода преосвященного Германа».
Цитируется по: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Спб: Издательское общество Ф. А. Брокгауз — И. А. Ефрон. 1890-1907 гг.

История в лицах


Записка очевидца о Московском восстании 1771 года:

1771 году сентября в 10 де[нь] некоторому простолюдину явился во сне образ боголюбская богоматери, которой стоит на Варварских воротах едучи от Яузских ворот по Варварскому мосту, с таковым произречением, чтоб о избавлении от размножающейся в Москве прилипчевой болезни молились тому божия матери образу. Почему с того 10 сентября по 16 число, по произшедшему в Москве слуху к тому божия матере образу столько богомольцов приходило и приезжало, что в те Варварские ворота проезду не только в день, но и ночью от умножения народу не было, и пять или шесть священников не могли исправляться служением молебнов. И чрез такое короткое время от усердных дателей в собрании на украшение того святого образа, как слышно было, деньгами и вещами до 3000 [рублев]. А в 15 де[нь] того ж сентября московски просвященны Амвросий, истребовав воинскую команду, с кансисторским подъячим пополудни в 8-м часу отправил для взятья показанного образа божия матери и зборной денежной казны при одном священнике от Всех святых, что на Кулишках. И как только каманда пришла и стали денежную казну печатать, то ис караульных, бывших у Варварских ворот з гобвахты солдат, закричали, что образ богоматери грабят, и потому вдруг у нескольких караулен ударили в трещетки и у многих церквей в набат [65] и образа взять и зборной денежной казны не допустили, от которого полицейские офицеры не только не могли отвратить, но и сами некоторые изрядно поколочены, а подъячий кансисторской чрезвычайно бит и связаной веден был к Чудову манастырю пополуночи уже часу в 3-м для показания, в которых покоях преосвященны московски жительствует. И по приходе ко оному, тотчас выломя ворота, взошли в манастырь и в архирейские кельи, в коих и в домовой его церкви, что ни было, все разграбили, а чего взять нельзя, перебили и переломали, даже до того, что и печей целых не оставили, и все искали преосвященнаго. А потом наемные во оном манастыре купцами анбары и погреба, разломав, потому ж, все товары разграбили, а вина роспили и растащили. Боже, не приведи никого таковаго злоприключения видеть! Преосвященны же, предузнав о приходе черни к Чудову манастырю для снискания ево, спасая свой живот, надев на себя серой кафтан, ушел было в Донской манастырь, но и там его рок несчастной снискать не оставил. По рассвете 16 числа показанные ж бунтовщики и мятежники отправили от себя для разбития карантинных домов 500 человек, и в Данилове манастыре и близ онного в карантинном доме всех распустили, кои для пользования содержаны были, разбив там караулы. А оттуда, пришед к Донскому манастырю, выломя ворота и взошед на манастырь, стали бить служителей и спрашивать об архиерее, кои, не вытерпя побой, сказали, что тут архиерей. И потому они нашли его в церкви, и вытаща из оной ис манастыря, убили досмерти. И тако преосвященны жизни своей позорной конец получил...
ГАКО, ф. 103, д. 2674, л. 1-2


Мир в это время


    В 1771 году австрийский музыкант Карл Диттерс фон Диттерсдорф был назначен придворным композитором князя Бреслау Филиппа Готтхарда фон Шаффготша

    Портрет композитора Карла Диттерса фон Диттерсдорфа. Х.Э.фон Винттер. 1816 год
    «Диттерс фон Диттерсдорф (Ditters von Dittersdorf) Карл (2 XI 1739, Вена - 24 X 1799, Нёйхоф, Богемия) - австрийский композитор. С раннего детства виртуозно играл на скрипке. В 12-летнем возрасте был причислен к капелле принца Заксен-Хильдбургхаузенского в Вене, где получил разностороннее общее и музыкальное образование. Теорией музыки и композицией занимался у итальянского композитора Дж. Бонно. С 1761 играл в оркестре Венской придворной оперы, где познакомился с К. В. Глюком. В 1763 вместе с Глюком совершил поездку в Италию, с большим успехом выступил там как скрипач. С 1765 был капельмейстером у епископа Гросвардейнского в Венгрии, сменив на этом посту М. Гайдна. В 1769-95 Диттерсдорф руководил капеллой князя-епископа Бреславльского в Йоханнисберге. Этот период - наиболее плодотворный в биографии композитора. Поддерживая постоянную связь с Веной, Диттерсдорф сближается с виднейшими музыкантами своего времени, в т. ч. с Й. Гайдном, В. А. Моцартом. Его творчество получает высокое признание в Австрии и других европейских странах. Последние годы жил уединённо в замке австрийского магната.

    Диттерсдорф был автором многочисленных музыкальных произведений (симфонии, дивертисменты, серенады, квартеты, концерты, сонаты для разных инструментов), опер на нем. и итал. либретто, ораторий, песен, церковной музыки. В области инструментальной музыки Диттерсдорф, несмотря на известное влияние творчества Й. Гайдна и В. А. Моцарта, примыкает к стилю т. н. ранней венской школы. Лёгкость, изящество письма, мелодичная доступность тем произведений Диттерсдорфа доставили композитору широкую популярность у современников. Особенно привлекательны его менуэты, в которые Диттерсдорф вводил элементы немецкого народного танца - лендлера. Некоторые инструментальные сочинения Диттерсдорфа носят программный характер (цикл симфоний по "Метаморфозам" Овидия, из которых три были изданы при жизни композитора, Вена, 1785). Историческое значение творчества Диттерсдорфа определяется главным образом его комическими операми, в которых он сочетал характерные для отечественного зингшпиля образы и песенный строй интонаций с развитыми музыкальными формами итальянской оперы-буффа. Наиболее удачная из них - "Доктор и аптекарь" (пост. 1786, Вена) принадлежит к лучшим образцам австрийского зингшпиля. Вместе с тем большая часть сочинений Диттерсдорфа оказалась недолговечной из-за легковесности содержания и некоторой эклектичности стиля. Его автобиография издана в 1799, 1909 (нов. изд. К. von Dittersdorf, Lebensbeschreibung, Lpz., 1940). Написал также очерки по вопросам оперной эстетики».
    Цитируется по: Музыкальная энциклопедия. В 6 томах. М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1973
даты

Сентябрь 2020
  •  
  • 1

  • 2

  • 3

  • 4

  • 5

  • 6

  • 7

  • 8

  • 9

  • 10

  • 11

  • 12

  • 13

  • 14

  • 15

  • 16

  • 17

  • 18

  • 19

  • 20

  • 21

  • 22

  • 23

  • 24

  • 25

  • 26

  • 27

  • 28

  • 29

  • 30

  •  
  •  
  •  
  •  
Конвертация дат

материалы

О календарях
  • Переход на Григорианский календарь Название «григорианский» календарь получил по имени папы римского - Григория XIII (1572 — 1585), по чьему указанию он был разработан и принят.
  • КАЛЕНДАРЬ (от лат. calendarium, букв. - долговая книга, называвшаяся так потому, что в Др. Риме должники платили проценты в первый день месяца - в т. н. календы...>>>


Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"