Классическое евразийство: тропы и концепты
Современное состояние систематизации терминологии евразийства нельзя признать удовлетворительным. Реальный словарь евразийства насчитывает более полутора сотен собственных терминов, содержательное раскрытие которых является сложной и перспективной задачей. Настоящей работой авторы предполагают внести посильный вклад в ее решение. В предлагаемом словаре предпринята попытка по доступной литературе наиболее полно представить тропы и концепты классического евразийства.
Геософия — отрасль философии, синтезирующая географию и историософию. Согласно
П.Н. Савицкому («Географический обзор России-Евразии»), главным предметом геософии в ее применении к России-Евразии выступают черты духовно-психического уклада, особенности государственного и хозяйственного строя, образующие «параллелизмы» сетке географических различений. М. Эпштейн («Проективный словарь философии. Новые понятия и термины») относит геософию («землемудрие», науку об умной сущности земли) к кругу софийных дисциплин. Геософскими являются идеи В.И. Вернадского о живом веществе, «Гея-гипотеза» Д. Лавлока, а также «жизнемысли» Г.Д. Гачева.
См.: месторазвитие, культурный тип.
Злая метафизика — распространившееся в Новое время представление о подчиненности мира высшего миру «нижних» (
П.Н. Савицкий «Два мира»). Это представление выразилось, в частности, в идеологической подчиненности нравственно-религиозного начала экономическому началу. Согласно
П.Н. Савицкому, новая европейская экономическая философия утверждает круг экономических явлений как нечто самодовлеющее и самоценное, заключающее и исчерпывающее в себе цели человеческого существования. Практическая реализация исторического материализма и коммунизма квалифицируется
П.Н. Савицким как основанная на ненависти «организованная мука» («Утверждение евразийцев»), которая рано или поздно принесет мучения мучителям.
См.: благая метафизика, философия воинствующего экономизма.
Идеократический отбор — тип правящего отбора по признакам общности мировоззрения и готовности принести себя в жертву идее-правительнице (
Н.С. Трубецкой «Об идее-правительнице идеократического государства»). Члены правящего слоя, связанные друг с другом общностью миросозерцания, объединяются в особой государственно-идеологической организации. Организация эта является внеклассовой и надклассовой и вербует своих членов среди всех групп населения. Жертвенность, постоянная мобилизованность, тяжелая нагрузка уравновешивают привилегии, связанные с принадлежностью к правящему слою. В глазах сограждан члены идеократического отбора должны иметь моральный престиж.
См.: правящий отбор.
Идеократическое государство — государство, идеей-правительницей которого является благо совокупности народов, населяющих особый культурный мир (
Н.С. Трубецкой «Об идее-правительнице идеократического государства»). Идеократическое государство характеризуется совпадением его с особым культурным миром, автаркичностью, непрерывностью месторазвития, живо ощущаемой общностью традиций, отсутствием чувства национального неравенства территории.
См.: государство, идеократия.
Идеократия — государственный строй, в котором правящий слой отбирается по признаку преданности, исповедания и служения одной общей идее-правительнице (
Н.С. Трубецкой «Об идее-правительнице идеократического государства»,
П.Н. Савицкий «Евразийство как исторический замысел»). Элементы идеократии имеются при любом государственном порядке как производные от общности каких-то иных признаков. Только в идеократии идея-правительница становится основным началом в формировании правящего слоя. Термин идеократия использовал швейцарский юрист Й.К. Блюнчли (1808—1881).
См.: идеократический отбор, идея-правительница, лжеидеократия.
Идеалоправство — правление идеала как идеи с положительным содержанием (
П.Н. Савицкий «Подданство идеи»). Всякое длящееся правление есть форма осуществленного идеалоправства. Но правление коммунистической партии, приемлющей теорию исторического материализма, — подлинное «злоправство».
См.: идеоправство, идея-правительница, лжеидеократия.
Идеология — органическая система идей (
П.Н. Савицкий «Евразийство»). Она является внутренне необходимым самораскрытием одной основной идеи в самих раскрывающих ее свободно людях. Развивая и осуществляя подлинное свое существо, человек и раскрывает истинную идеологию, точнее, особый аспект ее. Другой, соответственно своей индивидуальности, раскрывает ту же самую идеологию несколько иначе, с иной точки зрения и в иной связи. Поэтому идеология не отвлеченно универсальна, а симфонична, или соборна, согласует и объединяет многие свои выражения. Истинная идеология предсодержит в себе всю полноту жизненных стихий конкретной деятельности и, развиваясь через систему идей, становится самой конкретной жизнью, которую она осмысливает, преобразует и творит. Поскольку идеология становится основанием сознательно-волевой деятельности, она выражается в программе, по необходимости временной, условнойиподлежащейизменениям.
См.: евразийская идеология.
Идеоправство — правление идеи как определяющего начала исторической жизни (
П.Н. Савицкий «Подданство идеи»).
См.: идеалоправство, идея-правителъница.
Идея-правительница — идея, правящая народами и странами (
Н.С. Трубецкой «Об идее-правительнице идеократического государства»,
П.Н. Савицкий «Подданство идеи»). Идея-правительница рождается и растет в недрах общей духовной обстановки момента и эпохи. Интеллигенция рождает и взращивает идею, которую народные массы воспримут и осуществят через некоторый промежуток времени. Для этого идею нужно выносить и взлелеять в глубинах сознания, увидеть и обрести на путях личного опыта, с тем чтобы в порядке последующего раскрытия личный опыт стал опытом коллективным. Идеей-правительницей подлинно идео-кратического государства может быть только благо совокупности народов, населяющих особый культурный мир. Идеей-правительницей европейской идеократии мог бы стать панъевропеизм.
См.: идеократия.
Утопия — форма сознания, вводящая в оборот целый ряд явлений и фактов, которые без ее содействия не выступили бы на поверхность жизни (
П.Н. Савицкий«Евразийство как исторический замысел»). Утопические идеи берут верх на первом этапе революции. На заключительном ее этапе революционная утопия вступает в симбиоз с традицией и тем самым теряет свой утопический характер. Утопическую стихию представляет коммунизм в его разных проявлениях, поворотах и вариантах.
См.: революция.
Фабрика народов — историческая область, периодически генерирующая миграционные потоки. Такими историческими областями
П.Н. Савиц считал Маньчжурию, восточноевразийские степи («О задачах кочевниковедения»). В позднейшей этнологии подобные исторические области (Алтай, Скандинавия) характеризовались как этнические реакторы.
Философия воинствующего политицизма — воззрение, согласно которому все существующее в мире человеческом, в том числе и духовные ценности, суть надстройка над политической базой (
П.Н. Савицкий «Два мира»). В государство и правоведение вносится элемент разрешения основных, конечных, вопросов существования. Проблема человеческого счастья» затрагивается и разрешается исключительно в пределах устройства политического. Воззрение воинствующего политицизма утверждает высшие, конечные ценности в правовом государстве, демократическом строе.
См.: философия воинствующего экономизма, философия подчиненной экономики и подчиненного права.
Философия воинствующего экономизма — инстинктивно-стихийное начало человеческого бытия, возведенное в новой Европе в идеологическое начало (
П.Н. Савицкий «Утверждение евразийцев», «Два мира»). Новая европейская экономическая философия (экономический материализм) утверждает, что все существующее в мире человеческом, в том числе и духовные ценности, суть надстройка над экономической базой. Проблема человеческого счастья затрагивается и разрешается исключительно в пределах устройства экономического. Как наиболее законченное и резкое выражение воинствующего экономизма рассматривается исторический материализм.
П.Н. Савицкий считает необходимым объявить войну воинствующему экономизму.
См.: философия воинствующего полити-цизма, философия подчиненной экономики и подчиненного права.
Философия организационной идеи — учение евразийцев о значении модели, прообраза, идеи как в мире природы, так и в мире истории (
П.Н. Савицкий«Евразийство как исторический замысел»). Философия организационной идеи отграничена от материализма, в его классическом виде, и от отвлеченного идеализма. Для евразийцев материя, проникнутая идеей, это материя, в которой дышит Дух. Идея подчиняет себе материю, воплощается в ней, становится неотрывна от материи, делается организационной идеей. Развитие природы и истории понимается как последовательная смена организационных идей, как их зарождение, развитие и упадок. В частности, класс как социологический феномен создается идеей класса (поэтому можно говорить о классообразующей силе идеи).
См.: организация.
Философия подчиненной экономики и подчиненного права — воззрение, согласно которому причины, касающиеся хозяйства и государственно-правового устройства, имеют ограниченную область воздействия (
П.Н. Савицкий «Два мира»). Соответственно, они не содержат высшие, конечные ценности и не разрешают конечные вопросы существования. Благополучие хозяйственное и государственное бессильно разрешить проблему человеческого счастья, составляя для этого не более чем условие. Проблема человеческого счастья может быть разрешена исключительно в области религиозной.
См.: философия воинствующего политицизма, философия воинствующего экономизма.
Философия прогресса — точка зрения единичности исторического процесса и линейности его пути (
Г.В. Флоровский «О народах неисторических»). Всемирно-исторический план жизни направляет судьбы человечества как единого целого к осуществлению единой, всеобщей задачи не пучком лучей и не связкою параллелей, а одною-единственною линией. Философия прогресса ориентируется на прошлое, по которому создаются исторические предсказания и из которого вычитывается программа действий. Будущее проецируется в прошедшее либо в виде предвечного замысла мироправящего Разума, либо в виде скрытых потенций сущего, развертывающихся с имманентною необходимостью во времени, либо в виде сознательного избрания воли к жизни. Поскольку история повторяется, все народы проходят один и тот же цикл превращений (разница только в темпе и ритме). Фатальная необходимость исторического развития заставляет человеческую жизнь отлиться в окончательные, непреложные формы, нормальные для всего человечества. Вместе с риском упраздняется и чувство личной ответственности за историческое действие, совершенно излишнее для колесика в хорошо заведенном механизме системы природы.
См.: кинематограмма эволюции.
_________________________________________________________________________
Более полный перечень троп и концептов читатели могут найти в коллективной монографии:
Евразийский мир: ценности, константы, самоорганизация / Под ред. Ю.В.Попкова. — Новосибирск: Нонпарель, 2010 – 449 с.
Об авторах:
Попков Юрий Владимирович - доктор философских наук, профессор; зам.директора по науке и заведующий сектором этносоциальных исследований Института философии и права СО РАН (Новосибирск); член Консультативного совета по делам коренных малочисленных народов Севера и Сибири при полномочном представителе президента РФ в Сибирском федеральном округе.
Тюгашев Евгений Александрович, кандидат философских наук, доцент кафедры философии Новосибирского государственного университета.
Теги: Евразийство
Автор:
Юрий ПОПКОВ, Евгений ТЮГАШЕВ
28.02.2011